2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возрастные периоды жизни человека

Возрастные периоды жизни человека

Период новорожденности (первые 10 дней). У новорожденного наблюдается непропорциональное телосложение, кости черепа и тазовые кости не сросшиеся, есть родничок (участки между костями черепа младенца, защищенные мягкой соединительной тканью), позвоночник без изгибов. Начинают функционировать органы дыхания, малый круг кровообращения, механизмы терморегуляции, активизируется иммунная система, появляются пищевые рефлексы.

Грудной возраст (до 1 года). У ребенка увеличивается рост — в среднем на 23-25 см, формируются изгибы позвоночника, появляются молочные зубы. Формируются мышцы и появляется потребность ходить, образуются условные рефлексы на еду.

Ясельный возраст — (1-3 года). У детей зарастают роднички, изменяются пропорции тела, замедляется рост (8-11 см в год), развивается мозг, появляются первые зубы. Происходит постепенный переход на общий стол, быстро развивается речь и мышление, выражены эмоции.

Дошкольный возраст — (3-7 лет). У дошкольников происходит замена молочных зубов на постоянные, они вырастают на 5-7 см в год. В движениях проявляется устойчивое согласование, речь связывается с мышлением, формируются условные рефлексы писания, развивается фантазия, ведущая деятельность — игра.

Школьный возраст — 7-17 лет.

Младший школьный возраст (второе детство) — 7-10 лет. Наблюдается замедление темпов роста, развитие опорно-двигательного аппарата, после 10 лет срастаются кости таза, происходит секреция половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Ведущая деятельность — обучение, что обусловливает развитие умственных способностей.

Средний школьный возраст (подростковый период) — 11-14 лет. В этот сложный период осуществляется бурное развитие всех систем, интенсивное половое созревание, формируются вторичные половые признаки. Наблюдается развитие абстрактного мышления, эмоций, психическая неуравновешенность.

Старший школьный возраст (юношеский период) — 15-17 лет. Завершается рост, формирование организма, половая зрелость. Ведется активный поиск своего места в жизни.

Одной из особенностей постэмбрионального развития человека является акселерация, которая достигает максимума в период полового созревания. Акселерация — ускорение роста и развития детей и подростков. За последние 100-150 лет наблюдается ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков. Взрослый человек теперь на 10 см выше, чем 100 лет назад. В биологии развития акселерация — ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития, в антропологии — ускорение темпов индивидуального роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями в рамках определенного исторического времени. Оказывается это явление в изменении пропорций тела, увеличении массы и длины тела, более раннего появлению зубов, в раннем прекращении роста т.п..

Акселерация проявляется уже на стадии зародышевого развития, о чем свидетельствует увеличение длины тела новорожденных на 0,5-1 см и массы на 50-100 г при рождении за последние 50 лет. С возрастом темп акселерации увеличивается. Сейчас существует много различных гипотез, пытающихся объяснить акселерацию у человека: гипотеза гетерозиса (увеличение гетерозиготности потомства в результате брачных связей между ранее изолированными группами людей), урбанизации (влияние условий городской жизни), влияние радиации, алиментарная гипотеза (улучшение питания, больше поступления в организм белков, витаминов), гипотеза магнитного поля Земли, и др.. Однако ни один из перечисленных факторов не может рассматриваться как основная причина акселерации.

Зрелый возраст наступает в 21 год. Первый период зрелого возраста (до 35 лет) является самым продуктивным периодом в жизни человека. Второй период зрелого возраста (от 35 до 60 лет) является периодом реализации человеком своих возможностей.

Преклонный возраст начинается с 61 года у мужчин и с 56 лет у женщин.

Старческий возраст начинается в 75 лет. Старость — возрастной период, который наступает за зрелостью и характеризуется существенными структурными, функциональными и биохимическими изменениями в организме, которые ограничивают его приспособительные возможности. Старение — процесс закономерного возникновения возрастных изменений, которые начинаются задолго до старости и постепенно приводят к сокращению приспособительных возможностей организма. Наука о закономерностях старения — геронтология. Старение — это общебиологическая закономерность, присущая всем живым организмам.

Сейчас существует более 300 гипотез о причинах старения, среди которых наиболее интересными являются:

— «энергетическая» теория М. Рубнера (каждый вид имеет свой энергетический фонд, который расходуется в течение жизни);

— «генетические» гипотезы (механизмы старения связанные с изменением состояния генетического аппарата клетки);

— гипотеза самоотравления И. Мечникова (с возрастом в организме накапливаются продукты азотистого обмена, гниения, что приводит к интоксикации);

— «соединительнотканная» гипотеза А. А. Богомольца («человек имеет возраст своей соединительной ткани »);

— «нервная» гипотеза И. П. Павлова (старения определяется состоянием нервной системы);

— «белковая» гипотеза А. В. Нагорного (старение — это результат угасающего самообновления белков);

— гипотеза митотического «лимита» Хейфлика (для клеток организмов присущ ограниченный митотический потенциал);

— «гипоталамическая» гипотеза В. М. Дильмана (с возрастом изменяется активность гипоталамуса, который является высшим центром регуляции вегетативных функций);

— адаптационно-регуляторная гипотеза В. В. Фролькиса (происходит мобилизация адаптивных механизмов, например , усиление гликолиза, гипертрофия и полиплоидия клеток и др..).

Целостность онтогенеза.

Организм развивается как целостная система благодаря информации генотипа в единстве с условиями окружающей среды. Развитие осуществляется путем выборочного включения специфических генов в соответствующем месте и в соответствующее время. Центральной гипотезой генетики развития является гипотеза дифференциальной активности генов, которая заключается в том, что дифференцирование клеток происходит без генетических изменений, т.е. все клетки имеют определенный набор генов, присущий организму, но экспрессия этих генов регулируется таким образом, что клетки синтезируют различные белки, выбирая только один из многих возможных путей развития, и становятся специализированными клетками.

Основными механизмами, которые обусловливают выборочное включение генов, в результате чего возникают различия между клетками, являются:

а) регуляция на уровне транскрипции;

б) регуляция на уровне процессинга РНК;

в) регуляция на уровне трансляции;

г) регуляция на уровне посттрансляционной модификации белков.

Внешним проявлением детерминации является дифференцирование, в результате которой клетки теряют часть своих предыдущих возможностей, но приобретают некоторые новые свойства. Дифференцирование — процесс возникновения различий между частями организма и их специализации при его развитии. Другими словами — это образование различных клеток (тканей) с исходнооднородных. Происходит, в основном, в эмбриогенезе, а также в постэмбриогенезе и некоторых органах взрослой особи (например, в кроветворных органах тотипотентные стволовые клетки дифференцируются в клетки крови).

Обычно является необратимым процессом, но в условиях повреждения ткани, способной к регенерации, а также при злокачественном перерождении клетки происходит дедиференцирование — упрощение структуры клеток, связанное с временной потерей признаков их специализации. Основными механизмами дифференцировки клеток являются: 1) цитоплазматическая сегрегация (отделение), в результате чего качественно отличные участки цитоплазмы зиготы попадают в разные дочерние клетки, 2) эмбриональная индукция — влияние рядом расположенных клеток.

В развитии организмов можно выделить 3 группы факторов, детерминирующих (определяют) изменения: генетические, взаимодействие частей зародыша, влияние внешних по действию на зародыш факторов.

Генетические факторы запрограммированы в ядре. В любой клетке большинство генов репрессирована и только часть из них дерепресуется.

Условно гены можно разделить на три группы:

1) функционируют во всех клетках (гены, кодирующие общие для всех клеток структуры, ферменты энергетического обмена);

2) функционируют в тканях одного типа (синтез миозина в клетках мышечной ткани);

3) специфические для каждого типа клеток, обеспечивающие их морфологию и функции (гены гемоглобина в эритроцитах).

Зигота в своем ядре имеет набор генов для развития всего разнообразия клеток, тканей и органов. Желточные включения цитоплазмы оплодотворенной яйцеклетки содержат белки и липоиды, есть пластический и энергетический материал, необходимый для процессов разделения при развитии зародыша. В зиготе гены репрессированы, в них ДНК связана с белками-гистонами. Во время оплодотворения наступает экспрессия определенных групп генов благодаря поступлению веществ из цитоплазмы в ядро, которые высвобождают определенные участки ДНК от гистонов. Происходят процессы транскрипции, трансляции с образованием белков, участвующих в формировании определенного признака. Клетки, образующиеся в результате нескольких первых делений зиготы, сохраняют способность формирования всех типов клеток, является во взрослом организме, они тотипотентнимы.

Взаимодействие частей зародыша начинается с того, что возникают различные виды клеток за счет неоднородности цитоплазмы в яйцеклетке. От этого зависят первичная дифференциация. Дальнейшее усложнение строения частей тела достигается благодаря взаимомодействию между клетками. На определенных стадиях развития клетки зародыша приобретают способность реагировать на индуцирующее влияния других клеток образованием определенных структур (эмбриональная индукция), но без влияния соседних клеток эти потенции не реализуются.

Читать еще:  Норма суточных командировочных расходов в 2019 - 2020 году

Внешними для зародыша могут быть факторы физической и химической природы: изменения температуры, поступление кислорода, лекарственные вещества, токсины паразитов и т.п.. Особенно чувствительными к воздействию различных факторов есть определенные периоды онтогенеза, которые назвали критическими.

Критические периоды — это периоды наименьшей устойчивости зародышей к факторам внешней среды. Такими периодами являются промежутки времени, связанные с переходом от одного морфофункционального этапа развития к следующему, качественно отличного от предыдущего. Критическими периодами являются: в передзиготный период — мейоз, оплодотворение, во время эмбриогенеза — имплантация, плацентация, роды, в постэмбриогенезе — первый год жизни, период полового созревания. Различают критические периоды в развитии отдельных органов и общие для организма. Вредное воздействие на организм могут осуществлять химические вещества, физические и биологические факторы, гипоксия, голодание, наркотические средства и др..

Под их влиянием могут возникать нарушения развития, которые называют пороками развития. Дефекты могут возникать вследствие изменений в генетическом аппарате (мутаций), влияния в эмбриогенезе тератогенных факторов (некоторые инфекционные болезни, излучения, некоторые лекарства и др.). Пороки развития разделяют на наследственные (возникают в результате мутаций), экзогенные (возникающие под действием внешних вредных факторов) и мультифакторные (возникают вследствие совместного действия мутаций и внешних вредных факторов). Их классифицируют и по анатомо-морфологическим принципам: пороки развития ЦНС, сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной системы и др..

Пороки развития — это врожденные отклонения за пределы нормальных вариантов в анатомическом строении (форме, размерах, числе) тканей и органов человека, которые в основном сопровождаются нарушениями их функций или даже угрожают жизнеспособности организма.

Изучение происхождения и патологии пороков составляет отдельную дисциплину науки — тератологию (с греч. Teratos — чудовище, logos — понятие, учение).

Пороки развития — распространенный вид патологии, удельный вес которого в общей популяции колеблется в разных странах, по данным ВОЗ, от 2,7 до 16,3% и имеет тенденцию к росту в последние десятилетия.

В основе происхождения пороков лежат разнообразные нарушения процессов развития тканей и органов.

Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  • Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  • Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  • Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).
  • В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

    Классификация по годам

    Общая классификация по годам в таблице:

    Категория

    Возрастной период

    Особенности развития и коммуникации

    Появление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

    Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

    Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.

    Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

    Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

    Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

    Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

    В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

    Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

    Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

    Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

    На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

    В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

    В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.

    Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.

    Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

    Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.

    В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

    Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

    В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

    Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

    Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

    61-75 лет (пожилые)

    У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

    При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

    Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

    76-90 лет (старые)

    Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

    У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

    Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

    У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

    Читать еще:  Как заработать биткоины с вложениями и без 7 способов

    старше 90 лет (долгожители)

    Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

    Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

    Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

    Принципы и подходы

    Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).
  • Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

    При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

    Эльконина

    Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

    Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

    Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.
  • Каждый период оценивается по четырем показателям:

    • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
    • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
    • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
    • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

    к содержанию ↑

    Эриксона

    Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

    По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

    • до года — доверие или недоверие;
    • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
    • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;

  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.
  • к содержанию ↑

    Выготского

    Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

    Периоды, выделяемые Выготским:

    • новорожденность;
    • раннее детство (1-3 года);
    • дошкольный период (3 -7 лет);
    • школьный возраст (7-;11 лет);
    • пубертатный возраст (15-18 лет);
    • юность (19-25 лет);

  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.
  • Выготский и его периодизация развития психики:

    Фрейда

    З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

    Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  • Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  • Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  • Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  • Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  • Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.
  • к содержанию ↑

    Проблемы периодизации

    Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

    Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

    В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

    Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

    Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

    Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

    Периоды жизни человека

    Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.

    Часто периодизация считается с момента рождения

    Основное понятие

    Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.

    Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.

    С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.

    Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.

    Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.

    В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.

    Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.

    Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

    У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.

    Периодизация психического развития

    Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

    У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

    1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
    2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
    3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
    4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

    У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

    1. До года шло оживление.
    2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
    3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
    4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

    Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

    Возрастные периоды развития человека

    Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

    • младенчество;
    • детство;
    • дошкольный;
    • младший школьный;
    • средний школьный;
    • старший школьный;
    • юность;
    • зрелость;
    • старость.

    Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

    Разделение по годам

    До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

    Читать еще:  Вклад в имущество ООО без увеличения уставного капитала

    Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.

    С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

    В этот период ребенок активно познает мир

    Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

    Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

    Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

    Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

    Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

    Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

    Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

    Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

    Критические моменты

    Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

    В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

    Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.

    Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

    Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

    После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

    Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

    С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

    В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

    Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

    В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

    Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

    Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

    Разные взгляды

    В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

    Эльконин

    Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

    Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

    Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.

    После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

    Пифагор

    В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

    Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

    Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

    Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

    Выготский

    Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

    В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

    Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

    Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

    Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

    Фрейд

    Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

    Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

    В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

    Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

    В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

    Видео

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector