2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы предоставления отсрочки по уплате страховых взносов Audititru

Письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-02-01/54456 О предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов

В соответствии с письмом Минфин России с участием Минэкономразвития России рассмотрел письмо о совершенствовании порядка предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов и сообщает следующее.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, сбора, страховых взносов регулируется главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Отсрочка или рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти налоги в установленные сроки, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких налогов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса.

Одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).

Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175 (далее — Методика).

Положения Методики являлись предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, который решением от 25.02.2014 N АКПИ13-1297 и определением апелляционной коллегии от 03.07.2014 N АПЛ14-244 отказал в удовлетворении заявления по оспариванию отдельных положений Методики. Судом апелляционной инстанции было указано, что предоставление отсрочки или рассрочки всем юридическим лицам, находящимся в предбанкротном состоянии, вне зависимости от их возможности уплатить налоги, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, предусматривающего возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налога только тому лицу, активы которого и прогноз поступлений денежных средств которого позволяют судить о потенциальной возможности исполнить обязанность по уплате налога.

Приказ Минэкономразвития России от 06.07.2018 N 355 «О внесении изменений в Методику проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. N 175», согласованный Минфином России, направлен на государственную регистрацию в Минюст России. В частности, из показателей, на основании которых делается вывод о наличии (отсутствии) угрозы возникновения признаков о несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты им налога, исключена чистая прибыль. Указанные изменения позволят более широкому кругу заинтересованных лиц получить отсрочку по уплате налога.

Следует отметить, что Федеральным законом от 14.11.2017 N 146-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 2 статьи 64 Кодекса дополнен новым основанием, в соответствии с которым отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленного в соответствии со статьей 69 Кодекса.

При наличии указанного основания и соблюдении иных условий, предусмотренных главой 9 Кодекса, заинтересованным лицам, в том числе, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации, может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налога.

В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 67 Кодекса организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций, региональным и местным налогам при выполнении этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Учитывая, что Кодексом предусмотрен механизм предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, инвестиционного налогового кредита, представляется нецелесообразным проведение реструктуризации долгов организаций, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.

Обзор документа

Разъяснен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Так, одним из оснований для этого является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) лица в случае единовременной уплаты им налога.

Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России.

При этом Верховный Суд РФ указал, что предоставление отсрочки или рассрочки всем юрлицам, находящимся в предбанкротном состоянии, вне зависимости от их возможности уплатить налоги, противоречит требованиям действующего федерального законодательства. Последнее предусматривает возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налога только тому лицу, активы которого и прогноз поступлений денежных средств которого позволяют судить о потенциальной возможности исполнить обязанность по уплате налога.

Из показателей, на основании которых делается вывод о наличии (отсутствии) угрозы возникновения признаков о несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога, вероятно, будет исключена чистая прибыль. Это позволит более широкому кругу заинтересованных лиц получить отсрочку по уплате налога.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. О механизмах отсрочки (рассрочки) с 2015 г.

В этом году вступили в силу долгожданные поправки законодательства в части возможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов. Принятые Федеральным законом от 28.06.14 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ) новации особенно актуальны в сложных экономических условиях.

Читать еще:  Как вернуть кредит или страховку по кредиту

Предоставлению отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов предшествовала многолетняя судебная тяжба страхователей с Пенсионным фондом РФ.

Основу судебных споров составляло отсутствие в Федеральном законе № 212-ФЗ и иных федеральных законах норм, предусматривающих наличие механизма предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. При отсутствии таких норм и невозможности применения к отношениям по уплате страховых взносов налогового законодательства суды не находили оснований для предоставления страхователю отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам (решения арбитражных судов Архангельской области от 4.02.15 г. № А05-14794/2014, Ямало-Ненецкого АО от 14.11.14 г. № А81-4162/2014, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7.05.14 г. № А03-11198/2013).

Позиция судов была полностью согласована с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.13 г. № 16929/12 и определении ВАС РФ от 15.07.13 г. № ВАС-1712/13, а также аналогичной точкой зрения Минтруда России, высказанной в письме от 25.06.14 г. № 17-4/10/П-3456.

Таким образом, в Законе № 188-ФЗ восполнен указанный законодательный пробел (п.п. 5 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Так, Федеральный закон № 212-ФЗ дополнен новыми статьями, в которых установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) с 1 января 2015 г.

Согласно п. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по страховым взносам представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой задолженности по страховым взносам.

Основания для предоставления отсрочки (рассрочки)

Перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов приведен в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ, а именно (перечень является закрытым):

1) причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Документом, доказывающим наступление такого события, является справка метеорологической службы (например, о приближении урагана). Нанесенный страхователю ущерб должен быть подтвержден актом оценки причиненного стихийным бедствием (катастрофой) ущерба в результате указанных обстоятельств. Такой акт должен быть составлен органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) либо организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом в Федеральном законе № 212-ФЗ не оговаривается какого-либо предельного стоимостного порога нанесенного ущерба для получения права на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) страхователю бюджетных средств, неперечисление (несвоевременное перечисление) бюджетных средств в объеме, необходимом для исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Данный факт должен быть подтвержден документом, свидетельствующим о сумме недополученных (несвоевременно полученных) бюджетных средств;

3) сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, который применяют при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6.04.99 г. № 382. Например, к сезонным видам деятельности отнесены сезонное производство в организациях мясной, молочной, сахарной и консервной промышленности, производство растительных масел и жиров.

Отметим, что при этом доля дохода страхователя от видов деятельности, включенных в специальный перечень сезонных отраслей и видов деятельности, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) должна составлять не менее 50%.

Подтверждающим документом может быть справка-расчет доли дохода, форма которой законодательно не установлена, поэтому страхователь может ее составить в произвольном виде. Ранее представители финансового ведомства разъясняли, что сезонный характер деятельности организации может быть доказан только на основании документов без обращения в какие-либо государственные органы, подтверждающие осуществление соответствующей деятельности (письмо Минфина России от 2.03.10 г. № 03-02-07/1-87).

В случае применения данной нормы сразу возникает вопрос: за какой период следует определять доход?

В положениях Федерального закона № 212-ФЗ на этот счет нет никаких указаний. Более логичным представляется расчет дохода за год, предшествующий году подачи заявления в ПФР либо в ФСС о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. Иными словами, если заявление подается страхователем в 2015 г., то в расчете дохода используются данные о бухгалтерской выручке за 2014 г. При этом по смыслу п. 5 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ внереализационные доходы в расчет «сезонной» доли не принимаются.

Таким образом, реально страхователи могут претендовать на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов только в перечисленных ситуациях.

Условия предоставления отсрочки (рассрочки)

В зависимости от того, на каком основании предоставлена отсрочка (рассрочка), на сумму задолженности по страховым взносам могут начисляться либо не начисляться проценты.

Так, по основаниям, не зависящим от воли страхователя на сумму задолженности по страховым взносам, проценты не начисляются.

Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется «сезонному» страхователю, то он будет уплачивать проценты, исчисленные исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала за период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

Одним из условий получения отсрочки (рассрочки) по пенсионным взносам на финансирование страховой части пенсии является отсутствие на день подачи заявления в ПФР задолженности по страховым взносам, направленным на финансирование накопительной части пенсии. При этом отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не предоставляется в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования (п. 4 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ).

Читать еще:  Трейлинг стоп Как установить и работать с трейлинг стопом

Отметим, что все процедурные вопросы предоставления отсрочки по уплате страховых взносов распространяются также в случае предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов (п. 8 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ). Сама процедура получения отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов максимально приближена к налоговой процедуре.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ срок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не может превышать одного года.

Для получения отсрочки (рассрочки) страхователю следует обратиться в территориальный орган ПФР (в случае изменения сроков уплаты взносов в ПФР или ФФОМС), либо в территориальный орган ФСС (если изменяются сроки уплаты взносов в бюджет ФСС) и представить следующие документы (п. 1 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ):

— акт совместной сверки расчетов по страховым взносам (датированный после 1.01.15 г.);

— справку из налоговой инспекции с перечнем всех открытых счетов в банках;

— справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления страхователя;

— справки банков о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

— справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика;

— обязательство плательщика соблюдать условия предоставления отсрочки (рассрочки) по взносам, а также предполагаемый график погашения задолженности;

— документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов (стихийное бедствие, несвоевременное финансирование из бюджета, сезонный характер деятельности).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов или об отказе в ее предоставлении принимается органами контроля за уплатой страховых взносов (ПФР в части страховых взносов в ПФР и ФФОМС, ФСС – по страховым взносам, уплачиваемым в ФСС, – cт.18.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

Такое решение принимается в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления от страхователя. Мотивированное решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) страхователь вправе обжаловать.

Досрочное прекращение предоставленной отсрочки (рассрочки)

Статьей 18.5 Федерального закона № 212-ФЗ установлены случаи досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, в том числе:

— истечение срока действия решения об отсрочке (рассрочки);

— уплата всей причитающейся суммы страховых взносов с учетом начисленных процентов до истечения установленного срока;

— наличие по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;

— нарушение условия предоставления отсрочки (рассрочки).

В таких случаях страхователю направляется извещение заказным письмом в течение трех дней с момента принятия контролирующим органом решения о прекращении действия отсрочки (рассрочки). Извещение считается полученным по истечении шести дней с момента его отправки. Плательщику страховых взносов дается один месяц на погашение возникшей задолженности перед внебюджетными фондами (с учетом пени за каждый календарный день со дня, следующего за днем получения этого решения с учетом дня уплаты суммы долга).

Основания для отказа в получении отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов установлены в п. 1 ст. 18.2 Федерального закона № 212-ФЗ:

— производство в отношении страхователя по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

— в течение 3 лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

Следует отметить, что в связи с принятием Закона № 188-ФЗ страхователи, оспаривая решение ПФР об отказе в праве на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов, которое было вынесено до 1.01.15 г., приводят в качестве аргументов нормы Закона № 188-ФЗ. Однако судьи не принимают во внимание ссылку на положения Закона № 188-ФЗ, поскольку на момент отказа в праве на рассрочку погашения задолженности по страховым взносам указанный Закон не вступил в силу (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.14 г. № А59-3240/2014, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.09.14 г. № А59-3240/2014).

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
Финансовая Газета, №10 (1198), 19.03.2015 г.

Кто и на каких условиях в 2015 году может получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов

Многие работодатели ежемесячно направляют на уплату страховых взносов довольно крупные суммы, что оказывает заметное влияние на финансовое планирование и тактику управления денежными средствами организации. Если же по какой-то причине пропустить платеж, то начисляются пени и штрафы. Несмотря на то, что закон предусматривает получение отсрочки, в настоящее время отложить платеж по взносам на законных основаниях нельзя. Причина в том, что порядок и случаи предоставления отсрочек (рассрочек) не определены (постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.13 № 16929/12). Однако с 2015 года этот вопрос будет урегулирован. Мы подготовили статью о том, кто может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по страховым взносам и что для этого нужно сделать.

Вводная информация

С 2015 года законодательство о страховых взносах изменится (см. «Как с 2015 года изменятся страховые взносы и отношения с фондами»). В частности, в законодательстве определили понятия отсрочки и рассрочки:

  • отсрочка — изменение срока уплаты страховых взносов с единовременной уплатой задолженности;
  • рассрочка — изменение срока уплаты страховых взносов с поэтапной уплатой задолженности.
Читать еще:  Права уполномоченного по защите прав предпринимателей

Заметим, что процедура получения отсрочки или рассрочки не различается. Поэтому в статье, для удобства, мы будем пользоваться единым термином «отсрочка».

Для каких взносов предусмотрена отсрочка

Отсрочку можно получить по одному или нескольким видам обязательного страхования. Исключение — страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии. По этим взносам отсрочка уплаты не предусмотрена.

Что же касается органов, предоставляющих отсрочку, то распределение полномочий такое:

  • ПФР — пенсионные и «медицинские» страховые взносы;
  • ФСС — страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносы «на травматизм».

Кому предоставят отсрочку

Максимальный срок, на который можно получить отсрочку не может превышать одного года. Однако предоставят отсрочку не всем. Она полагается только тем, чье финансовое положение не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок. При этом необходимо соблюсти и второе условие. У работников фондов должны иметься достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет у страхователя в течение срока, на который предоставляется отсрочка. Это предусмотрено частью 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах в редакции, которая начнет действовать с 2015 года. Наконец, одновременно с этим должно иметь место хотя бы одно из оснований, приведенных в таблице:

Таблица. Основания для получения отсрочки

Основание

Комментарий

Причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Подтверждается заключением о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы и актом оценки причиненного ущерба.

Неполучение оплаты за услуги (работы, товары) по государственному (муниципальному) контракту.

Подтверждается документом, содержащим сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов по контракту.

Сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг.

Потребуется самостоятельно составить документ, подтверждающий, что в общем объеме дохода доля от «сезонной» деятельности или реализации составляет не менее 50 процентов. Однако заметим, что в законодательстве прямо не прописано, за какой период следует учитывать полученные доходы.

Чтобы определить, относятся ли деятельность или реализация к «сезонной», проверьте их на соответствие перечню, утвержденному постановлением правительства РФ от 06.04.99 № 382.

К сказанному добавим: если отсрочка предоставляется по причинам причинения ущерба или неполучения оплаты по контракту, то проценты на сумму задолженности начисляться не будут. Однако при «сезонной» отсрочке на задолженность будут начисляться проценты из расчета ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кому откажут в отсрочке

Даже при фактическом наличии вышеперечисленных оснований, в предоставлении отсрочки могут отказать. В частности, отсрочку не предоставят, если на момент подачи документов:

  • есть задолженность по взносам на финансирование накопительной пенсии;
  • ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки, органы ПФР или ФСС выносили решения о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки в связи с нарушением условий ее предоставления.

Какие документы потребуются

Для получения отсрочки на рассмотрение в ПФР или ФСС потребуется представить следующие документы:
— заявление;
— акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
— справка налогового органа, содержащая перечень всех открытых счетов в банках;
— справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
— справки банков об остатках денежных средств на всех счетах;
— обязательство, предусматривающее на период предоставления отсрочки соблюдение условий уплаты, а также предполагаемый график погашения задолженности;
— документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (см. выше).

Также вместе с документами дополнительно можно подать ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам.

Обратите внимание: собирать документы на получение отсрочки в 2014 году не имеет смысла. Дело в том, что они должны быть актуальными на момент подачи заявления. Так, к примеру, в акте совестной сверки должны содержаться актуальные сведения об отсутствии задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии. Это значит, что сверку потребуется пройти непосредственно перед обращением за отсрочкой.

Решение об отсрочке

В течение 30 дней со дня получения заявления и документов фонды должны будут принять по нему решение. Если отсрочку предоставят, то в решении будет отражены сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисленные проценты.
При этом отсрочку могут досрочно отменить в следующих случаях:

  • появилась задолженность по уплате текущих платежей по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;
  • нарушены условия предоставления отсрочки.

Практические выводы

  • обращаться за отсрочкой следует не ранее 2015 года;
  • отсрочку можно получить по всем видам страховых взносов, кроме взносов на накопительную часть пенсии;
  • максимальный период отсрочки — 1 год;
  • получить отсрочку только по причине финансовых трудностей не получиться. Должно иметь место хотя бы одно из трех обстоятельств, указанных в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ.
  • является ли деятельность сезонной, можно установить с помощью перечня, утвержденного постановлением правительства РФ от 06.04.99 № 382;
  • плательщику потребуется самостоятельно составить документ, которым будет подтверждаться, что в общем объеме дохода, доля от «сезонной» деятельности или реализации составляет не менее 50 процентов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector