УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА малое предприятие
Учетная политика для малых предприятий
Малое предприятие наравне с любым другим хозяйствующим субъектом обязано составлять учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Нередко «малыши» к составлению названного документа подходят формально, не уделяя должного внимания вопросам аналитического учета. Может быть, настало время это исправить? Напомним: для данной категории хозяйствующих субъектов предусмотрен ряд преференций в части способов ведения бухгалтерии. Как именно можно упростить бухучет — поясним в статье.
Упрощенная форма бухгалтерского учета
Для накопления и систематизации информации малые предприятия вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, правила ведения которого утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Предусмотрены два способа ведения бухгалтерского учета в зависимости от характера и объема учетных операций:
- первый способ — учет без использованиярегистров бухучета;
- второй способ — учет с использованием регистров бухучета.
Но! Выбирая тот или иной способ, компания должна помнить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Первый способ
Учет без использования регистров бухучета показан для «малышей», совершающих незначительное количество операций в месяц и не осуществляющих материалоемкое производство продукции (работ, услуг).
Данный способ учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета по форме К-1 (ее форма приведена в Приложении 1 к Типовым рекомендациям (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н)). Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, их источники у малого предприятия на конкретную дату и составить бухгалтерскую отчетность. О том, как вести книгу, подробно рассказано в п. 22 Типовых рекомендаций.
Наряду с книгой для учета расчетов по заработной плате и НДФЛ малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме В-8.
Примечание. Ее форма приведена в Приложении 10 к Типовым рекомендациям.
Отметим: вести упрощенный бухучет обозначенным способом (без двойной записи) могут субъекты, отвечающие критериям микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Примечание. С 1 августа 2016 года к микропредприятиям относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие, в частности, одновременно следующим условиям (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
- сумма дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, — не более 120 млн руб.
Второй способ
Вариант с использованием регистров бухучета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Речь идет о следующих ведомостях (см. Приложения 2 — 11 к Типовым рекомендациям):
- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма В-1);
- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма В-2);
- ведомость учета затрат на производство (форма В-3);
- ведомость учета денежных средств и фондов (форма В-4);
- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-5);
- ведомость учета реализации (форма В-6 (оплата));
- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-6 (отгрузка));
- ведомость учета расчетов с поставщиками (форма В-7);
- ведомость учета оплаты труда (форма В-8);
- ведомость шахматная (форма В-9).
Каждая из названных ведомостей применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Все операции и события сначала регистрируются в соответствующей ведомости, а затем по окончании месяца накопленная в них информация обобщается в сводной шахматной ведомости.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (см. разд. 4.2 Типовых рекомендаций).
Примечание. Предприятие относится к категории субъектов малого предпринимательства, если отвечает следующим критериям (ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ):
- численность работников меньше 100 человек;
- доходы меньше 800 млн руб.;
- суммарная доля участия других компаний, которые не являются малыми или средними, 49% и не более.
Учетные преференции для малых предприятий
Для малых предприятий предусмотрен ряд существенных послаблений по бухгалтерскому учету.
Сокращенный план счетов
«Малыши» вправе уменьшить количество синтетических счетов, объединив их в группы. Например, все затраты отражать на счете 20 «Основное производство», для расчетов с покупателями, подотчетными сотрудниками, прочими кредиторами использовать один счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Вместе с тем, объединяя, к примеру, на счете 01 операции по основным средствам и нематериальным активам, не нужно забывать о необходимости раздельного учета указанных операций. Поэтому для отражения сведений по данным объектам «малышам» целесообразнее предусмотреть отдельные субсчета к счету 01. Например, субсчет 01-1 «Основные средства» и 01-2 «Нематериальные активы».
Освобождение от применения некоторых ПБУ
Упрощенные правила ведения бухучета
Помимо возможности отказа от применения некоторых ПБУ в целом, малые предприятия также вправе воспользоваться упрощенными правилами учета, установленными стандартами по бухучету.
1. Уменьшить стоимость основных средств. «Малыши» вправе определять стоимость основных средств по цене поставщика плюс расходы на монтаж (при их наличии) (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Аналогично может быть сформирована первоначальная стоимость основных средств при их сооружении и изготовлении (а не только приобретении за плату). Другие затраты (стоимость консультаций, вознаграждений посредников) допускается списать единовременно в периоде их возникновения (например, когда посредник оформил акт на услуги). Любой из этих способов предприятие может применять по отдельности. Например, формировать первоначальную стоимость основных средств при сооружении (изготовлении) «малыши» могут в общем порядке, то есть учитывая и иные затраты, непосредственно связанные с сооружением и изготовлением объекта основных средств. А основные средства, приобретенные за плату, учитывать по цене поставщика и затрат на монтаж.
Обратите внимание! Данные преференции выгодны компаниям — плательщикам налога на имущество с остаточной стоимости основных средств (например, компаниям, применяющим ОСНО). В этом случае снижение стоимости активов позволит уменьшить налог на имущество.
2. Полностью списать расходы на дорогостоящий инвентарь. Производственный и хозяйственный инвентарь, стоимость которого превышает 40 тыс. руб., малые предприятия могут списывать сразу в момент принятия его к учету (п. 19 ПБУ 6/01). Для этого они должны единовременно начислить амортизацию, равную цене объекта. В связи с тем что дорогостоящий инвентарь все-таки основное средство, на него следует составить карточку учета ОС-1 и учитывать его как основное средство, пока компания использует его в своей деятельности.
Обратите внимание! Данная преференция выгодна всем компаниям, она избавляет их от необходимости амортизировать производственный и хозяйственный инвентарь дороже 40 тыс. руб.
3. Реже начислять амортизацию. По любым основным средствам (не относящимся к инвентарю) малое предприятие может выбрать периодичность начисления амортизации — раз в год 31 декабря или чаще (например, ежемесячно либо ежеквартально) (п. 19 ПБУ 6/01).
Причем в абз. 9 названной нормы не пояснено, допустимо ли выборочно амортизировать отдельные активы раз в год (например, по объектам, налог на имущество по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости). Поэтому ввиду отсутствия прямого запрета на установление подобной градации в отношении амортизируемых объектов «малыши», полагаем, вправе в отношении разных групп основных средств определить разную периодичность начисления амортизации.
Обратите внимание! Начисление амортизации раз в год невыгодно компаниям, которые исчисляют налог на имущество, исходя из остаточной стоимости. Ведь при расчете налога надо взять остаточную стоимость на 1-е число каждого месяца. А если списывать амортизацию только раз в конце года, остатки на 1 февраля, 1 марта и все остальные месяцы будут выше. Это в итоге приведет к увеличению суммы налога.
4. Списывать материалы и товары на дату их покупки. Материалы и товары малые предприятия теперь могут учесть по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), а все остальные расходы, связанные с их приобретением, включать в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены. К таким тратам относятся таможенные пошлины, вознаграждения посредников, через которых компания покупает товары, расходы на доставку, страхование, фасовку и др. (п. 13.1, 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).
Микропредприятия вправе применять упрощенный способ в отношении всех МПЗ, Другие малые компании вправе списать на дату покупки только запасы (материалы, товары), которые предназначены для управленческих нужд, например офисную мебель, канцтовары, картриджи, если деятельность не предполагает, что остатки таких МПЗ существенны. Например, если организация в основном оказывает услуги, запасы обычно несущественны. Поэтому их можно учесть сразу. Полагаем, при реализации данной преференции допустимо не учитывать поступившие активы на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары», а сразу списывать их в дебет счетов затрат: Дебет 20 (23 — 26, 44) Кредит 60.
Примечание. Существенными считаются такие остатки материально-производственных запасов, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей данной отчетности.
Обратите внимание! «Упрощенцам» выгоден подобный способ списания материалов и товаров, поскольку в этом случае расходы на их приобретение в налоговом и бухгалтерском учете признаются одновременно (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, п. 13.1, 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).
5. Списывать нематериальные активы единовременно. Малые компании вправе признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА единовременно в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Например, расходы на сайт или программу, на которые малое предприятие получило исключительные права. Несмотря на то что затраты на приобретение (создание) объектов НМА предприятия могут списать единовременно, карточку на каждый такой объект целесообразно все же завести.
Обратите внимание! Данная преференция выгодна всем компаниям, у которых есть подобные активы, так как она освобождает от необходимости ежемесячно начислять амортизацию на эти объекты.
6. Не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов. В силу п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/2007 малые компании могут не проводить переоценку обозначенных активов, так как в названных нормах говорится о праве, а не обязанности переоценивать группы однородных основных средств и нематериальных активов.
7. Списывать расходы на НИОКР по мере их возникновения. По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Вместе с тем при упрощенном бухучете есть возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).
8. Исправлять существенные ошибки без ретроспективного пересчета. Малые предприятия в силу пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» наделены правом исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. Словом, все ошибки «малыши» могут исправлять за счет прочих доходов и расходов (то есть с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы») текущего отчетного периода в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
Итак, малые предприятия могут значительно упростить свой бухучет. Как именно — мы рассказали в данном материале. Разумеется, способы упрощенного бухгалтерского учета должны быть отражены в учетной политике организации по бухучету. Причем важно указать, какие упрощения (из обширного перечня возможных преференций) малое предприятие намерено применять. Общая фраза в учетной политике о применении компанией упрощенных способов бухучета недопустима.
Московский государственный университет печати
Учет на предприятиях малого бизнеса
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учетная политика малого предприятия является важнейшим элементом организации бухгалтерского учета. Она дает возможность сформировать достоверную и полную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, а также эффективно регулировать эту деятельность в интересах всех заинтересованных лиц.
Малые предприятия формируют свою учетную политику согласно Положениям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003); ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ 9.12. 1998 г. № 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999); «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (Приказ Минфина РФ от 21.12.98 № 64н); положениями Госкомстата Российской Федерации по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации и др., которые устанавливают основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, включая малые организации, а также методические основы этой политики.
Учетная политика любой организации, являющейся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации (кроме бюджетных и кредитных), определяется как принятая этой организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ст.2 ПБУ 1/98).
К таким способам относятся:
• оценка фактов хозяйственной деятельности;
• погашение стоимостных активов;
• организация документооборота, инвентаризации;
• способы применения счетов бухгалтерского учета;
• система регистров бухгалтерского учета, обработки информации;
• иные соответствующие способы и приемы.
При этом каждая организация, включая малые предприятия, на основе данного положения самостоятельно формирует свою собственную учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за формирование и организацию учетной политики в организациях, включая малые предприятия, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложены на руководителя организации.
Для малого предприятия данная норма является важной, поскольку она позволяет руководителю-хозяину или доверенному лицу хозяина (менеджеру) держать под контролем финансово-экономическую ситуацию на предприятии.
В зависимости от объема учетной работы руководитель малого предприятия имеет право:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с главным бухгалтером;
б) ввести дополнительно в штат должность бухгалтера;
в) на договорных началах передать ведение учетной политики специализированной организации (центральной бухгалтерии);
г) лично вести бухгалтерский учет.
Использование одного из представленных четырех вариантов зависит от таких факторов, как: вид осуществляемой хозяйственной деятельности; количество направлений осуществляемой хозяйственной деятельности; объем осуществляемых хозяйственных операций; применяемая система налогообложения и т.д.
Создание бухгалтерской службы целесообразно для малых предприятий с объемом выручки более одного миллиона рублей в месяц, широкой номенклатурой производимой и реализуемой продукции, значительным количеством поставщиков и покупателей, что требует четкого разделения обязанностей по участкам учетной работы в бухгалтерской службе.
К таким организациям можно отнести малые предприятия, которые, к примеру, занимаются производственными и строительными работами.
Если малое предприятие не занимается производственной деятельностью, объем выручки у него не превышает одного миллиона в месяц, а количество постоянных поставщиков и покупателей составляет не более ста, оно может ограничиться введением в штатное расписание должности бухгалтера, который осуществляет всю необходимую бухгалтерскую работу (оформляет первичную учетную документацию, обобщает учетную информацию в учетных регистрах, формирует бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность).
К таким малым предприятиям можно отнести те, которые занимаются, к примеру, предоставлением оборудования или недвижимого имущества в аренду или другими похожими услугами. На ряде таких малых предприятий имеет место совмещение функций бухгалтера и кассира, что допускается нормативными документами.
Малые предприятия могут также привлекать на договорных началах специализированные организации в области бухгалтерского учета. Это не только решает проблему квалифицированной бухгалтерской службы, но и значительной экономии по сравнению с содержанием собственной бухгалтерской службы.
Практика свидетельствует, что малые предприятия для оказания бухгалтерских услуг стали привлекать аудиторские компании, которые отличаются высоким качеством услуг.
Достаточно редко малые предприятия используют вариант организации учетной работы, при которой ведение бухгалтерского учета осуществляет сам руководитель организации.
Итак, при формировании учетной политики предприятия малого бизнеса должны руководствоваться допущениями и требованиями согласно ПБУ 1/98 (см. табл. 2), которые могут быть охарактеризованы как важнейшие принципы учетной политики организаций, неукоснительное соблюдение которых позволит любому малому предприятию наиболее эффективно использовать свои материальные и финансовые ресурсы.
Таблица 2. Принципы учетной политики малых предприятий
Готовая учетная политика — образец для организации
Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год
В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.
В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.
Когда предприятия утверждают учетную политику
Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:
Создание новой организации
В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)
Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)
Внесение изменений в учетные политики
По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)
- В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
- В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА
Внесение дополнений в учетные политики
На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)
В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.
Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
- преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
- пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
- пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
- пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
- пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
- пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
- пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
- пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
- пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
- пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
- п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
- пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».
Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)
В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):
- Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
- Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.
Положения, не вошедшие в готовый документ
В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:
- признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
- пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
- учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
- учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
- учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).
О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».
Итоги
Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.