0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цифровой профиль гражданина что это и когда появится

Цифровой профиль гражданина – что известно на сегодняшний день

Об основных направлениях концепции цифрового профиля (ЦП) гражданина говорили в среду на пресс-конференции в Москве заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин и первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова. На мероприятии побывала корреспондент D-Russia.ru.

Максим Паршин говорил об основных идеях, которые должны быть реализованы в ЦП, Ольга Скоробогатова сконцентрировалась на пилотном проекте ЦП в банках и страховых компаниях.

Цифровой профиль — это совокупность цифровых записей о физических лицах и юридических лицах, содержащихся в государственных информационных системах, предоставление которых обеспечивается с использованием технологической инфраструктуры, которая позволяет использовать данные пользователя с согласия, предоставляемого в цифровом виде.

В понедельник для общественного обсуждения был опубликован законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации), в котором вводится понятие цифрового профиля гражданина и юридического лица, а также прописан порядок идентификации и аутентификации лица.

Инфраструктура цифрового профиля, как предполагается, создаст возможность автоматизированного получения данных о гражданах посредством «единого окна». Утверждается, что реализация проекта станет основой для повышения эффективности бизнес-процессов, приведет к сокращению издержек, связанных с бумажным документооборотом и пр.

В число сервисов ЦП, как это видят в Минкомсвязи, войдёт хранение актуальных сведений, прикладные сервисы, а также реестр цифровых согласий. О важности последнего в ходе пресс-конференции говорили не раз. Именно этот сервис должен позволить гражданам узнать, каким госинформсистемам давалось согласие на обработку персональных данных, а также отзывать это согласие.

Сервисы цифрового профиля.

Таким образом, цифровой профиль призван стать «точкой правды», однако это повлечёт за собой необходимость модернизации государственных IT-систем.

План создания цифрового профиля

Ольга Скоробогатова подробнее остановилась на эксперименте, который стартует в апреле-мае 2019 года в 16 банках и трёх страховых компаниях. Их названия не раскрываются, но это, по словам Скоробогатовой, крупные игроки, чья инфраструктура готова к пилотному проекту.

Эксперимент ставит своей целью отработку «технологий согласия» (на обработку и отказ от обработки персональных данных пользователей), апробацию инфраструктуры и пр.

До начала «пилота» ожидается соответствующее постановление правительства. Проект документа, напомним, был опубликован на портале общественных обсуждений в феврале.

Задачи пилотного проекта.

В пилотном проекте будут участвовать четыре поставщика данных – ФНС, ПФР, МВД, Росреестр, будет доступно 57 сведений. При этом Скоробогатова особо отметила, что в самом ЦП храниться будут только основные сведения (какие и сколько, не названо), остальные будут доступны по запросу гражданина – поскольку хранить все сведения в одном месте рискованно.

Пилотный проект на финансовом рынке.

На втором этапе будет обкатываться ЦП для юридического лица, а также будут подключаться другие крупные поставщики и пользователи данных – в частности, ФССП, бюро кредитных историй и пр.

Система ЦП получит статус государственной информационной системы, вопросы финансирования её создания пока обсуждаются – конкретных сумм на мероприятии докладчики не назвали. В дальнейшем планируется также разработка вопроса о платном доступе в систему для юрлиц, при этом порядок получения согласия гражданина на обработку своих ПД останется прежним (то есть будет выбор – соглашаться или отказаться).

Читать еще:  Работают ли сейчас конкурсы

Инфраструктура Цифрового профиля должна обеспечить:

  • доступ к сведениям о гражданах, содержащимся в госинформсистемах, и обмен такими сведениями в электронной форме между физическими лицами, коммерческими организациями, государственными органами;
  • функционирование платформы управления согласиями субъектов персональных данных на обработку персональных данных.

Напомним, федеральным проектом «Цифровое государственное управление» до конца 2020 года предусмотрены следующие мероприятия, направленные на создание инфраструктуры Цифрового профиля:

  • Разработка концепции защищенного цифрового профиля гражданина и юридического лица. Разработка на основе концепции методических указаний по созданию цифровых профилей гражданина и юридического лица.
  • Модернизация существующих механизмов и программной архитектуры ЕСИА в целях создания инфраструктуры (платформы), обеспечивающей обмен информацией между государством, гражданами, а также коммерческими и некоммерческими организациями, в т.ч. с согласия гражданина (инфраструктура «Цифровой профиль»).
  • Расширение перечня сведений, хранящихся и обновляемых в ЕСИА.
  • Обеспечение обновления сведений в ЕСИА из государственных информационных системы онлайн.
  • Обеспечение возможности создания цифровых профилей гражданина и юридического лица, в том числе создать необходимую инфраструктуру.
  • Разработка алгоритма наполнения профилей и верификации данных в них.
  • Подготовка документации по обеспечению наполнения и верификации цифровых профилей.
  • Создание подсистемы информирования заявителя о движении данных о нем (возможность узнать кто, когда и зачем запрашивал сведения, возможность управлять правами на предоставление сведений, права на «цифровой ID»).
  • Обеспечение наполнения и верификации данных цифровых профилей гражданина и юридического лица, с возможностью предоставления соответствующей информации третьим лицам с согласия гражданина.

Цифровой профиль россиянина: ответы на главные вопросы

Что попадет в цифровой профиль?

Строится инфраструктура цифрового профиля не с нуля, а на базе электронного правительства. Непосредственно сам профиль будет хранить только ключевые сведения о человеке. Это, в частности, паспортные данные, адрес, ИНН, водительские права, место работы, перечень собственности. Всего 57 видов юридически значимых данных.

Но в нем же будут содержаться ссылки на данные человека из прочих государственных систем. Информация будет подгружаться в него по запросу в течение 15 секунд, но не будет оставаться на хранении.

Третий компонент цифрового профиля — реестр согласий на обработку персональных данных, которые гражданин предоставил тем или иным ведомствам и компаниям.

По желанию можно будет также хранить цифровые документы и результаты оказания госуслуг.

У организаций и индивидуальных предпринимателей тоже будет свой цифровой профиль, только в их случае в качестве базовых данных будут использоваться ОГРН (основной государственный регистрационный номер) и ИНН.

Кому все это нужно?

Если коротко, то всем. По замыслу, цифровой профиль поможет ведомствам быстрее и эффективнее обмениваться информацией о россиянах, а коммерческим структурам — ее получать. Сейчас в России более 40 государственных информационных систем, и все они плохо интегрированы между собой. Инфраструктура цифрового профиля обеспечит возможность доступа к ним в режиме одного окна.

Данные в системе цифровых профилей всегда будут актуальными. На обновление информации государственным органам отводится лишь 15 секунд «с момента внесения изменений в соответствующие сведения». Поэтому банк, например, будет уверен в том, что получит самые свежие и достоверные данные о клиенте, оформляя ему кредит.

В ЦБ уверены, что такая система обмена информацией сведет к минимуму бумажный оборот и существенно снизит расходы компаний, следовательно их услуги для россиян станут доступнее и дешевле. Количество шагов для заполнения различного рода анкет, как предполагается, сократится до трех кликов, а вероятность ошибок почти исчезнет.

Читать еще:  Каким должен быть корпоративный сайт
Как это будет работать?

Алгоритм предполагается следующий. Человек обращается за услугой в государственную или коммерческую структуру. Та передает запрос на документы в цифровой профиль. Он в свою очередь идентифицирует человека и, если нужно, отправляет запрос на недостающие данные в информационные системы государственных ведомств. Одновременно профиль берет у человека электронное согласие на обработку данных компанией, в которую он обратился за услугой, и вносит это согласие в свой реестр. Согласиться на обработку данных на первых порах можно будет через логин и пароль от портала госуслуг или по СМС.

Кроме того, своим владельцам профиль поможет следить за состоянием своих дел и полноценно пользоваться услугами, положенными им по закону. Так, например, он предложит оформить налоговый вычет, о праве на который человек мог и не подозревать, или напомнит об истекающем сроке действия загранпаспорта и подаст заявку на новый.

За чей все это счет?

Создание системы финансируется из нескольких направлений госпрограммы «Цифровая экономика». Согласно федеральному проекту «Информационная инфраструктура», затраты на цифровой профиль к 2021 году составят 3,1 млрд рублей.

Для физических лиц содержание и использование цифровых профилей будет бесплатным. Придется ли коммерческим структурам платить за запросы, еще обсуждается. Но скорее всего, придется. Во всяком случае, запросы с целью коммерческой выгоды точно будут платными. Тариф будет зависеть от количества запросов и объема данных.

А что насчет безопасности?

Именно из соображений безопасности было решено отказаться от идеи строить инфраструктуру цифрового профиля за счет коммерческих средств. «Ростелеком», например, был готов вложить в этот проект более 3 млрд рублей. Но в Центробанке заявили, что коммерческие организации не должны зарабатывать на персональных данных, поэтому создавать эту систему государство будет за свой счет.

В ЦБ также заверили, что россияне в рамках профиля будут сами контролировать, кому и какую информацию о себе передавать. Они смогут в любой момент пролистать реестр своих согласий на обработку персональных данных и отозвать любое из них.

Впрочем, концепция предусматривает, что в некоторых случаях, «предусмотренных законодательством», информацию из цифрового профиля можно будет получить и без согласия.

Обезопасит систему, по замыслу ЦБ, и решение хранить в профиле только ключевые сведения. Расширять перечень из 57 видов данных не планируется.

Однако эксперты также отмечают, что само по себе прохождение такого объема персональных данных через одно окно может быть уязвимым.

Когда система начнет работать?

Минкомсвязь запланировала запуск цифрового профиля на четвертый квартал 2020 года, но в пилотном режиме система начнет работу уже в этом.
Тестировать работу с цифровым профилем будут 16 отобранных регулятором банков: «Сбербанк», ВТБ, «Россельхозбанк», «Райффайзенбанк», «Тинькофф банк», «Абсолют банк», «Русский стандарт», «Совкомбанк», «Почта банк», «Росбанк», «Альфа-банк», «Промсвязьбанк», «СКБ-банк», «QIWI банк», «МТС банк» и «Газпромбанк».

Кроме того, в пилотном проекте примут участие три страховые компании и четыре поставщика данных: Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, МВД и Росеестр.

В рамках экспериментального режима можно будет получить кредит и оформить автостраховку — ОСАГО или каско.

Вся жизнь — в цифре

Подготовка к проекту начнется с 1 мая 2019 года. Именно в это время должен стартовать эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся на государственных информационных ресурсах. А завершится работа 31 марта 2020 года. Такие даты прописаны в проект постановления, которые разработало минкомсвязи. Документ опубликован для обсуждения на сайте проектов нормативных правовых актов.

Читать еще:  Как оформить приходный кассовый ордер

Цифровой профиль и цифровая аналитическая платформа станут одними из основных компонентов национальной системы управления данными. В рамках эксперимента планируется повысить эффективность обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами, в том числе при оказании гражданам банковских услуг.

Кроме ЦБ и «Ростелекома», как единственного оператора портала госуслуг, в проекте могут принять участие крупные кредитные организации. Как отмечается в проекте постановления Сбербанку России, Банку ВТБ, Тинькофф Банку, Росбанку, Акционерному коммерческому банку содействия коммерции и бизнесу, Совкомбанку, Промсвязьбанку, Газпромбанку по согласованию с Банком России рекомендовано принять участие в эксперименте.

И обеспечить взаимодействие информационных систем, используемых банками, с единой системой идентификации и аутентификации. Именно кредитные организации сейчас вкладывают средства в системы идентификации не только на основе паспортных данных, но и биометрии.

В рамках эксперимента планируется создать единую систему идентификации и аутентификации, которая обеспечит доступ к сведениям о гражданах в базах государственных органов, включая платформу. В ней планируется открыть сервис, который позволит гражданину управлять своим согласием на обработку персональных данных в рамках цифрового профиля.

В рамках Национальной системы управления данными (НСУД) предполагается создание взаимоувязанных механизмов обработки данных в государственных и муниципальных информационных системах, установление единства форматов и атрибутов данных и применение единых требований к управлению данными. Речь идет не только об их актуальности и систематизации, но и о технических требованиях по кодированию, качеству и безопасности данных.

В минкомсвязи предполагают, что это потребует разработки нормативных правовых актов, а не только создания самой инфраструктуры системы.

Для того чтобы минимизировать риски внедрения и дальнейшего функционирования Национальной системы управления данными и для изучения потенциальных ее возможностей по обеспечению качества и связанности данных проект постановления предлагает сначала провести эксперимент, определить механизмы управления данными. Выводы по итогам эксперимента планируется сделать через месяц после его завершения. Займется подведением итогов Аналитический центр при правительстве.

Когда именно заработает система в полной мере, говорить рано, так как сейчас пока недостаточный уровень доступности, качества и актуальности государственных данных, необходимых для полного перехода на цифровой профиль. Отсутствует инфраструктура, которая может обеспечить унифицированный, безопасный, быстрый и удобный обмен данными между всеми участниками.

Нет пока стандартов и решений в сфере информационной безопасности, в том числе криптографии для обеспечения безопасного обмена данными между государственными органами и коммерческими компаниями, отмечается в пояснительной записке к проекту постановления.

И, кроме того, пока высок уровень операционных расходов, связанных с обработкой бумажных документов. Также необходимы личное присутствие гражданина, проверка и подтверждение предоставленных личных данных.

Инфраструктура цифрового профиля как раз создаст возможность контролировать свои данные, а юридическим лицам даст возможность автоматически получать данные о гражданах (с их согласия) через «единое окно», в том числе и банками. Это повысит эффективность бизнес-процессов, сократит издержки, связанные с бумажным документооборотом, а также повысит качество оказания государственных услуг гражданам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector