1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства

Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено: если граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии трудятся в России, их доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для россиян, — 13% ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . То есть они по сравнению с иностранцами из других стран имеют привилегию, поскольку доходы нерезидентов облагаются по ставке 30% п. 3 ст. 224 НК РФ . Казалось бы, все однозначно. Однако контролирующие органы считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса.

Аргументы Минфина

В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующе е Письма Минфина от 10.06.2016 № 03-04-06/34256 , от 14.07.2016 № 03-04-06/41639 :

  • по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней п. 2 ст. 207 НК РФ ), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жиль я подп. 4 п. 1 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220, п. 4 ст. 210 НК РФ ) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентами РФ Письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-04-06/20223 ;
  • по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.

А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Действительно, ст. 73 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что доходы граждан из стран ЕАЭС в связи с работой по найму в России облагаются с первого дня работы по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) в РФ. То есть изначально доходы нерезидентов из стран ЕАЭС должны облагаться по той же ставке, как и у российских граждан, — 13% п. 1 ст. 224 НК РФ . Но если россиянин сначала поработает в РФ, а потом выедет в другую страну, например в Германию, и пробудет там более полугода, а в конце года вернется в РФ, то он станет нерезидентом. И должен будет с доходов за весь календарный год платить НДФЛ по ставке 30% п. 3 ст. 224 НК РФ . При этом никакие налоговые вычеты ему не предоставляютс я п. 4 ст. 210 НК РФ .
А это значит, что гражданин страны — члена ЕАЭС в похожей ситуации окажется в более привилегированном положении по сравнению с гражданином России.
Чтобы уравнять режимы налогообложения граждан стран — членов ЕАЭС и граждан России, было принято соглашение, суть которого заключается в следующем. Если гражданин страны — члена ЕАЭС приехал работать в Россию, его доходы облагаются сразу по ставке 13%. Но при этом резидентом РФ он пока не является. А по истечении 183 дней в текущем календарном году он становится резидентом и эта ставка сохраняется.
Если такой гражданин приехал в Россию и устроился на работу в организацию в ноябре, то доходы за ноябрь облагаются по ставке 13%. Но по итогам года он не является резидентом РФ, поэтому его доходы за ноябрь и декабрь надо облагать по ставке 30%. То есть в декабре его доходы надо пересчитать. А с января следующего года его доходы нужно опять облагать по ставке 13%.
Если гражданин ЕАЭС приехал в Россию и устроился на работу в декабре, то его доходы за этот месяц надо сразу облагать по ставке 30%, поскольку он нерезидент.
Такой подход обусловлен следующим: чтобы наши граждане не были в худшем положении, чем граждане из стран — членов ЕАЭС ” .

Аргументы ФНС

ФНС разделяет точку зрения Минфина, только обосновывает ее несколько иначе. Она считает: положение Договора о применении к доходам граждан стран ЕАЭС ставки, установленной для резидентов РФ (13%), вовсе не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Вопросы признания физлица налоговым резидентом какого-либо из государств — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС, в частности для нашей страны — НК РФ Письма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@ , от 15.03.2016 № БС-4-11/4273@ .

Поэтому, разъясняя порядок заполнения справок 2-НДФЛ за истекший год по таким работникам, ФНС указала, что в поле «Статус налогоплательщика» нужно отразить статус физлица, который определяется по итогам года с учетом положений ст. 207 НК РФ. А именн о Письма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@ , от 15.03.2016 № БС-4-11/4272@ , от 15.03.2016 № БС-4-11/4273@ :

  • на конец налогового периода работник из ЕАЭС является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 1;
  • на конец года работник из ЕАЭС не является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 2.
Читать еще:  Когда заканчивается приватизация квартир в России

Что делать работодателям

Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.

Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по 30%-му налогу. Как разъяснил Минфин, с 01.01.2016 отменено 50%-е ограничение на удержание НДФЛ из выплачиваемых работнику денежных доходо в Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-04-05/42063 .

И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В этом случае организация указывает в справке 2-НДФЛ сумму недоудержанного налога по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агенто м» утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ . И эту справку организация должна представить в свою налоговую инспекцию дважды: не позднее 1 марта — с признаком 2 п. 5 ст. 226 НК РФ , а затем в общеустановленный срок, не позднее 1 апреля, — с признаком 1 п. 2 ст. 230 НК РФ . А дальше взысканием НДФЛ с этого физлица будет заниматься ИФНС.
Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в ИФНС п. 5 ст. 226 НК РФ ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налог а п. 6 ст. 228 НК РФ ” .

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.

Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что 13%-я ставка должна применяться независимо от статуса работника на конец года. Ведь Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательств а ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ . Но стоит ли? Да, безусловно, перерасчет НДФЛ — это дополнительная работа для бухгалтера. Но налог-то все равно уплачивается из доходов физлица. И если он не согласен, то пусть тогда и доказывает ФНС неправомерность ее позиции.

Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы НДФЛ ст. 123 НК РФ .

Работник из ЕАЭС в конце года оказался нерезидентом: НДФЛ 30% или 13%?

Автор: Татьяна Тарасова

Летом 2016 года разъяснения чиновников Минфина РФ представили в новом свете норму ст. 73 Договора о евразийском экономическом союзе «Налогообложение физических лиц». По мнению представителей Минфина РФ, если налогоплательщик из стран ЕАЭС на конец налогового периода является нерезидентом, то к его доходам за налоговый период применяется ставка НДФЛ 30% и НДФЛ нужно пересчитать.

Порядок исчисления НДФЛ с налогоплательщиков (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства) зависит от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ (ст. 207 НК РФ).

Напоминаем: по российским правилам налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п.2 ст.207 НК РФ).

Согласно ст.224 НК РФ доходы резидентов РФ облагаются по ставке 13%. В отношении доходов, получаемых налогоплательщиками, которые не являются резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Исключения предусмотрены для некоторых категорий иностранцев. Так, не зависимо от статуса работника, ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев работающих по патенту, беженцев и лиц, имеющих временное убежище и т.п.

Для граждан стран — членов ЕАЭС (киргизов, белорусов, казахов и армян), нанимающихся к российскому работодателю на территории РФ установлен иной порядок. Статьей 73 Евразийского договора закреплено особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС доходы работников, прибывших из других стран — участниц ЕАЭС, получаемые ими в связи с работой по найму, с первого дня должны облагаться НДФЛ по налоговым ставкам, установленным для налоговых резидентов страны-участницы ЕАЭС, в которую они приехали трудиться.

Получается, что с заработной платы граждан ЕАЭС НДФЛ всегда удерживается по ставке 13 %, при этом не имеет значения, сколько дней такой налогоплательщик находится на территории России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (направлено для сведения нижестоящих налоговых органов и использования в работе письмом ФНС России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@)).

Читать еще:  Купить военный билет в Москве

В данной ситуации применяются нормы Евразийского договора, а не Налогового кодекса РФ. В соответствии с Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). То есть, если международная норма (к примеру, в нашем случае ст. 73 Евразийского договора) противоречит внутреннему закону РФ -статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила.

Обратите внимание! Чиновники признают, что данная норма носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам — гражданам Российской Федерации, которые не имеют статуса налогового резидента и к их доходам от трудовой деятельности применятся ставка 30% (письмо Минфина РФ от 03.06.2015 г. № 03-04-07/32205).

До недавнего времени налоговые агенты не контролировали статус граждан членов ЕАЭС и ко всем доходам таких налогоплательщиков, независимо в каком месяце налогового периода он выплачен, применяли ставку 13%.
Летом 2016 года представители Минфина высказали свою точку зрения, как исчислять и удерживать НДФЛ у таких налогоплательщиков (письмо Минфина РФ от 10.06.2016 года № 03-04-06/34256 и от 14.07.2016 года № 03-04-06/41639).

Минфин считает, что

«с учетом положений статьи 73 Договора и статьи 224 НК РФ доходы от работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, полученные гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13%.

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
И если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента, их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 %».

В связи с данными разъяснениями, возникает вопрос: какую ставку НДФЛ 13% или 30% применять к налогоплательщикам – членам ЕАЭС, в случае приема их на работу во второй половине налогового периода? Ведь в данном налоговом периоде эти налогоплательщики уже не приобретут статуса резидента, так как с момента заключения трудовых отношений и до 31 декабря меньше 183 календарных дней.

Чиновники Минфина РФ подробно не комментировали, как поступить в такой ситуации налоговому агенту.

Первое, что приходит в голову, в случае приема на работу граждан ЕАЭС во втором полугодии — с момента приема на работу и до окончания налогового периода применять ставку 30%. Такая позиция противоречит ст.73 Договора о евразийском экономическом союзе, которая предписывает применять к доходам работника из ЕАЭС ставку НДФЛ для налоговых резидентов РФ.

Второй путь — исчислять и удерживать НДФЛ по ставке 13%, а по окончании налогового периода (в декабре) произвести перерасчет и исчислить НДФЛ по ставке 30%. Необходимо будет удержать исчисленный НДФЛ по ставке 30% из дохода декабря. При удержании нужно учитывать п.4 ст.226 НК РФ, в котором указано, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежной выплаты в пользу работника. В случае, если при перерасчете излишне удержанный НДФЛ составит больше 50% от суммы в пользу работника, то у налогового агента не будет возможности удержать в полной сумме НДФЛ в данном налоговом периоде. Об этом работодатель должен сообщить налоговому органу не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.226 НК РФ).

В заключение хочется отметить, что четкой схемы удержания НДФЛ с налогоплательщиков граждан ЕАЭС прибывших на территорию РФ во второй половине налогового периода Минфин РФ пока не озвучил. Как только разъяснения появятся, аудиторы компании «Правовест Аудит» прокомментируют их на страницах сайта в новых статьях.

Август 2016 года

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

НДФЛ с выплат работникам из ЕАЭС по итогам года: 13% или все же 30%?

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот большинство доходов нерезидентов РФ облагаются по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор).

Читать еще:  Изменения в бухучете с 2019 - 2020 года таблица

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Другими словами, доход сотрудника-иностранца из стран ЕАЭС, с первого дня работы в российской компании облагается по ставке 13%, независимо от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ.

При этом не требуется какого-либо подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 30.04.2015 № ОА-3-17/1811@).

Однако здесь важно отметить, что наличие статуса налогового резидента РФ принципиально в том случае, когда сотрудник имеет право на налоговые вычеты. С того момента как статус резидента РФ получен, налог начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов, а сам налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ) с учетом вычетов, при этом налоговая ставка в данном случае остается прежней 13 процентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Рассмотрим это на примере.

С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть два ребенка, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 2 800 руб. в месяц (1 400 руб.*2).

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб.

Итого: налоговая база = 225 400 руб.

2. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

225 400 руб. x 13% = 29 302 руб.

Итого: налог = 29 302 руб.

3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

Похожие разъяснения, кстати, Минфин выдавал и ранее, например, в Письме от 10.06.2016 № 03-04-06/34256.

А можно ли поспорить?

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года.

Однако не исключено, что налоговые инспекции на местах, следуя разъяснениям Минфина России, будут настаивать на применении ставки НДФЛ в рассматриваемом случае в размере 30 процентов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. С учетом позиции Конституционного суда России, полагаем у нее на это есть все шансы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector