1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Список пбу новые на данный момент

Все ПБУ по бухучету на 2018-2019 годы — перечень

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018–2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Таблица ПБУ 2019 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

Читать еще:  Стоимость госпошлины за замену водительского удостоверения в 2019 - 2020 году

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Что изменилось в ПБУ в 2019 году?

Реформирование российского бухучета в 2019 году ускорилось. Освежили Приказ № 66н по формам отчетности, узаконена новая возможность — досрочное применение вновь вводимых правил бухучета. Рассмотрим подробнее, что изменилось и как эти изменения могут отразиться в отчетности −2019.

Курсовые разницы с 1 января 2019 (ПБУ 3/2006)

С 1 января 2019 года вступил в силу Приказ Минфина РФ от 09.11.2017 N 180н, который внес изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Данные изменения ПБУ 3/2006 прокомментированы Минфином РФ в Информационном сообщение от 12.12.2017 г. N ИС-учет-10.

1) Из ПБУ 3/2006 исключена норма о неприменении этого ПБУ при включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами РФ, в сводную бухгалтерскую отчетность, составляемую головной организацией. Это связано с тем, что сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с МСФО (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

2) Изменен порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ. Теперь ко всем активам и обязательствам по такой деятельности применяется единый порядок пересчета — по официальному курсу иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату. Ранее вложения во внеоборотные активы (ОС, НМА, др.), МПЗ и другие активы пересчитывались по курсу иностранной валюты к рублю на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой эти активы и обязательства были приняты к бухгалтерскому учету. Кроме того данный порядок пересчета активов и обязательств разрешено теперь применять к части деятельности организации независимо от места осуществления операций за пределами РФ или в пределах РФ, если основные операции этой части деятельности (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, иное) осуществляются организацией преимущественно в иностранной валюте. Эту часть деятельности следует выделить в сегмент и раскрывается в бухгалтерской отчетности по правилам ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н (см. п. 19.1 ПБУ 3/2006).

3) Определен порядок пересчета активов и обязательств в иностранной валюте при отсутствии ее официального курса: в этом случае пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли производится по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. Ранее способ учета в такой ситуации был элементом учетной политики организации, теперь правило пересчета закреплено непосредственно в ПБУ 3/2006.

Читать еще:  Порядок и сроки уплаты ЕНВД в 2019 - 2020 году

4) Установлено право выбора способа учета курсовых разниц по активам и обязательствам, используемым организацией для хеджирования валютных рисков. Организация может учитывать такие курсовые разницы в порядке, определенном МСФО, при этом они не подлежат отражению в качестве прочих доходов или прочих расходов (см. п. 13 ПБУ 3/2006). Способы ведения бухгалтерского учета инструментов хеджирования валютных рисков и связанных с такими инструментами фактов хозяйственной жизни определены, в частности, в главе 6 «Учет хеджирования» МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (в редакции 2014 г.), введенного в действие на территории РФ приказом Минфина РФ от 27.06.2016 N 98н. Приказ об изменениях в ПБУ 3/2006 был опубликован в конце 2017 года, а вступил в силу с 01.01.2019, у организаций было достаточно времени на выбор и утверждение в учетной политики способа учета курсовых разниц при хеджировании.

5) Уточнен порядок пересчета начисленной и не предъявленной к оплате выручки выраженной в иностранной валюте. Речь идет о выручке, учитываемой как отдельный актив в соответствии с ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. Для целей бухгалтерского учета такая выручка пересчитывается в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, т.е. на дату начисления выручки в бухгалтерском учете. Теперь уточнено, что при изменении курса иностранной валюты на каждую отчетную дату данный актив:

в сумме полученного аванса (предварительной оплаты) не пересчитывается в рубли;

в части, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты), пересчитывается в рубли.

Таким образом, с 01.01.2019 года не предъявленная к оплате начисленная выручка, выраженная в иностранной валюте, отражается с учетом внесенных поправок.

Новое в учете прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02)

Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» внесены Приказом Минфина РФ от 05.04. 2019 N 54н с целью приведения правил раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Обязательными к применению данные изменения станут начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. При этом в Приказе от 05.04. 2019 N 54н закреплено право организаций на досрочное применении новой редакции ПБУ 16/02. Решение о досрочном применении новшеств ПБУ 16/02 организации раскрывают в бухгалтерской отчетности (см. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Перечень основных изменений в ПБУ 16/02:

1) Действие ПБУ 16/02 распространили на некоммерческие организации (см. п. 1 ПБУ 16/02 в новой редакции).

2) Понятие «информации по прекращаемой деятельности» дополнили определением «долгосрочные активы к продаже».

В новой редакции ПБУ 16/02 к информации о прекращаемой деятельности наряду с информацией о сегментах деятельности организации, которые подлежат прекращению, включили информацию о прекращении использования отдельных активов, если эти активы отвечают определению «долгосрочные активы к продаже» (см. п. 4 ПБУ 16/02 в новой редакции).

3) Введено определение «долгосрочные активы к продаже».

Под ними понимается объект основных средств или других ВНА (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается. Долгосрочными активами к продаже считаются также предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия ВНА или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов (см. п. 10.1 ПБУ 16/02 в новой редакции).

4) Установлен порядок оценки долгосрочных активов к продаже.

Долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого ВНА на момент его переклассификации в долгосрочный актив к продаже. Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов (см. ПБУ 5/01). Минфин РФ в Информационном сообщение от 09.07.2019 г. N ИС-учет-19 разъяснил, что под балансовой стоимостью понимается нетто-оценка объекта, т.е. стоимость, по которой он отражен в бухгалтерском учете за вычетом регулирующих величин, а последующая оценка заключается в формировании резерва под снижение его стоимости (если такие признаки имеют место).

5) Актуализирован раздел ПБУ 16/02 о раскрытии информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Среди прочих поправок, носящих технический характер (замена устаревших терминов), установлен состав информации о долгосрочных активах к продаже, которая должна раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах с учетом существенности, в том числе:

описание долгосрочных активов к продаже;

описание фактов и обстоятельств продажи, включая предполагаемый способ и период продажи;

величина прибыли (убытка), связанная с долгосрочными активами к продаже, и статья отчета о финансовых результатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если такая прибыль (убыток) не представлена обособленно непосредственно в отчете о финансовых результатах);

отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочными активами к продаже (в случае раскрытия информации по сегментам в бухгалтерской отчетности).

Читать еще:  Порядок заполнения СЗВМ в 2020 году

Кроме того, с учетом новых положений ПБУ 16/02 доработаны примеры раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации, приведенные в Приложении к ПБУ 16/02.

ПБУ 16/02 редко применяемый документ, отражение прекращения деятельности не является повседневной операцией для бухгалтера. Тем не менее, если такое событие произойдет, бухгалтеру следует учитывать новации ПБУ 16/02 и отразить этот факт хозяйственной жизни грамотно.

Учет государственной помощи: что меняется (ПБУ 13/2000)

Правила бухгалтерского учета государственной помощи также приблизили к нормам МСФО, внесены изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Приказ Минфина РФ от 04.12.2018 N 248н, которым утверждены эти изменения обнародован 01.02.2019. Обязательной к применению новая редакция ПБУ 13/2000 становится с отчетности за 2020 год, с правом досрочного применения при условии раскрытия этого решения в бухгалтерской отчетности.

Суть внесенных в ПБУ 13/2000 изменений Минфин РФ прокомментировал в Информационном сообщении от 04.02.2019 г. N ИС-учет-16, вот главные из них:

1) Скорректирована сфера применения ПБУ 13/2000. Прописано, что ПБУ 13/2000 не применяется при возмещении из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. Уточнено, что правила ПБУ 13/2000 не применяются при получении госпомощи, связанной с участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием. Ранее ПБУ 13/200 не применялось при получении госпомощи, связанной лишь с участием в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.

2) Изменен порядок отражения в учете бюджетных средств на финансирование капвложений, понесенных организацией в прошлые периоды. Раньше их следовало относить на финансовые результаты, по новым правилам сумма бюджетных средств эквивалентная начисленной амортизации по внеоборотным активам (ВНА) созданным за их счет отражается как увеличение финансового результата, оставшаяся сумма — как доходы будущих периодов (см. п.10 новой редакции ПБУ 13/2000).

3) Уточнен порядок списания госпомощи на финансирование капитальных затрат по приобретению ВНА со счета учета целевого финансирования. Согласно новой редакции п. 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов при вводе соответствующих объектов ВНА в эксплуатацию. Далее в течение срока полезного использования указанных объектов по мере начисления амортизации по ним суммы, относящиеся к этим объектам, зачисляются в финансовые результаты организации.

4) Установлены способы отражения в бухгалтерской отчетности доходов будущих периодов (ДБП), возникших в связи с получением бюджетных средств на финансирование капитальных затрат (новый п. 21 в ПБУ 13/2000). Выбор варианта учета — элемент учетной политики организации.

Вариант 1: ДБП, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат в Балансе организации отражаются в виде обособленной статьи долгосрочных обязательств. При этом ДБП, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат и отнесенные в отчетном периоде на финансовый результат деятельности организации в Отчете о финансовых результатах (ОФР) выделяются в отдельную статью доходов.

Вариант 2: ДПБ, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат в Балансе организации отражаются как регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов.

При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в ОФР расходы по амортизации.

Организация обязана раскрывать в своей отчетности выбранные способы представления информации.

5) Установлены варианты представления суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов организации в ОФР.

По своему выбору, закрепленному в учетной политике, организация в ОФР представляет суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов либо в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности), либо в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.

7) Установлен новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией государственной помощи.

С учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе приводятся:

а) неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;

б) дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации;

в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;

г) доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств.

Ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Кроме того проведен ряд технических правок, устранены упоминания об устаревших документах (например упоминание о «пояснительной записке в составе бухгалтерской отчетности»), терминология ПБУ 13/2000 приведена к единообразию с другими нормативными актами.

Таким образом, у организаций, получающих бюджетные средства, есть возможность учесть новые правила ПБУ 13/2000 уже при составлении отчетности за 2019 год.

Это далеко не все изменения, правил российского бухучета, которые можно применять при составлении отчетности за 2019 год. Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» рассмотрим в ближайшее время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector