0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размер норматива ОМС на душу населения увеличится на 10

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2018 г. N 182 «Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения»

Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения.

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 апреля 2018 N 182

Методические рекомендации
о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения

1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее — методические рекомендации) разработаны в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р и направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определении потребности в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам путем оптимального использования государственных ресурсов и размещения медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.

2. Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

3. Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее — нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации на основании методических рекомендаций самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от:

особенностей половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры смертности населения субъекта Российской Федерации;

климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций;

сбалансированности объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4. Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и возможности применения нормативов и норм рекомендуется провести анализ следующих плановых и фактических показателей в динамике за прошедшие 3-5 лет:

объем первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;

объем специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

объем скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

объем паллиативной медицинской помощи;

обеспеченность койками дневных стационаров, больничными койками*(1), *(2);

обеспеченность врачебными кадрами и специалистами со средним профессиональным (медицинским) образованием*(3), *(4);

уровень и структура смертности и заболеваемости населения.

Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций рекомендуется проводить сравнение плановой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности медицинской организации.

По результатам указанного анализа могут быть сформированы основные требования к планированию сети медицинских организаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения*(5) и номенклатуры медицинских организаций*(6).

5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство-гинекология»)*(7) могут быть распределены по трем уровням:

первый уровень — медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;

второй уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);

третий уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

6. При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.

7. Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи.

Обеспеченность коечным фондом (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:

Читать еще:  Свидетельство ип о государственной регистрации Мое ИП

Nк/д — число койко-дней на 1 000 жителей (произведение уровня госпитализации на 1 000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

Н — численность населения;

Д — среднегодовая занятость койки.

С помощью данной методики рекомендуется определять абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в целом по субъекту Российской Федерации, а также по профилям медицинской помощи.

Фактическая среднегодовая занятость койки (Д) рассчитывается следующим образом:

Д = 365 дней в году — ,

— среднее время простоя койки на ремонт, для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;

— простой койки, то есть время, необходимое на санитарно-гигиеническую обработку;

F — плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

Плановый оборот койки (F) рассчитывается следующим образом:

Т — средние сроки лечения.

8. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания равной 20 км — 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км — 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км — 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км — 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км — 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива — 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения.

9. В целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.

*(1) Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, число коек определяется исходя из территориальных нормативов объемов медицинской помощи, с учетом уровня медицинской организации и профилей оказываемой медицинской помощи.

*(2) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 35536).

*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах».

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 73 «О методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием».

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2016 г., регистрационный N 41485).

*(6) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950).

*(7) Оказание медицинской помощи по профилю «акушерство-гинекология» осуществляется в медицинских организациях, отнесенных к соответствующим группам согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный N 31644), от 11 июня 2015 г. N 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37983), от 12 января 2016 г. N 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный N 41053).

Обзор документа

Для органов исполнительной власти регионов разработаны методические рекомендации по расчету нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определению потребности в медицинских организациях.

Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медпомощи в расчете на одного жителя, установленных территориальной программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Регионы самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медорганизаций, сбалансированности объема медпомощи, оказываемой в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Для определения потребности в мощностях медорганизаций, оказывающих медпомощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется рассчитывать обеспеченность коечным фондом по каждому профилю медпомощи.

Читать еще:  Что делать если заливают соседи сверху

Приведены примерные нормативы формирования общепрофильных выездных бригад скорой медпомощи.

Даны рекомендации по планированию размещения аптечных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Минздрав РФ утвердил требования по количеству и доступности медучреждений в стране

YAKUTIA.INFO. Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова утвердила требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения.

Согласно приказу Минздрава РФ (разработанным в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации), медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме (за исключением станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиник (больниц, больниц скорой медицинской помощи), размещаются с учётом транспортной доступности, не превышающей 60 минут.

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме, размещаются с учётом транспортной доступности, не превышающей 120 минут. В Приказе есть примечание, согласно которому, указанные параметры с учётом транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей субъектов Российской Федерации обоснованно корректируются.

Место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливаются с учётом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населённых пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учётом шаговой доступности, не превышающей 60 минут.

Размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением к Требованиям. Опять же, в приложении к Приказу Минздрава РФ оговаривается, что рекомендуемая численность обслуживаемого населения обоснованно корректируется с учётом транспортной доступности, климатических и географических особенностей, уровнем и структурой заболеваемости населения субъектов Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения и возможности соблюдения порядков оказания медицинской помощи, а также плановой мощности медицинской организации.

Согласно Приказу, первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь рекомендуется оказывать в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара в амбулатории, в том числе врачебной, или центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины). Рекомендуемая численность обслуживаемого населения – одна амбулатория на 2 – 10 тысяч человек. Медицинскую помощь во врачебных амбулаториях рекомендуется организовывать по профилям «терапия», «акушерство-гинекология», «хирургия» в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. При наличии условий и потребности населения во врачах-специалистах по иным специальностям допускается расширение профилей оказываемой медицинской помощи.

Рекомендуемая численность обслуживаемого населения на 20-50 тыс. человек – одну поликлинику; на 10-30 тыс. детей – одну детскую поликлинику; на 250 тыс. человек – один консультативно-диагностический центр (консультативно-диагностическую поликлинику); на население не менее 1 до 100 тыс. человек – одну стоматологическую поликлинику; на 20-50 тыс. детей – одну детскую стоматологическую поликлинику. В субъектах Российской Федерации должны функционировать не менее одного психоневрологического, наркологического, кожно-венерологического, противотуберкулёзного и онкологического диспансера.

В стационарных условиях, в условиях дневного стационара на 5-20 тыс. человек рекомендуется одна участковая больница; на 20-300 тыс. человек – одна городская больница; на 20-200 тыс. детей – одна детская городская больница; на 20-100 тыс. человек – одна районная больница.

Между тем, парламентом Якутии в Государственную Думу внесён проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Изменения, предлагаемые Ил Тумэном, направлены на обеспечение равных конституционных прав граждан на охрану здоровья независимо от места их проживания с учётом низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности.

Кроме того, на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 марта 2016 года в первом чтении принята ещё одна законодательная инициатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва под председательством Александра Жиркова – законопроект № 954664-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций).

Совместная законодательная инициатива сенатора Сергея Калашникова, 28 депутатов Государственной Думы и парламента Якутии направлена против закрытия медицинских организаций в сельских поселениях. Инициаторы проекта закона предлагают, чтобы решение о реорганизации и ликвидации государственной или муниципальной медицинской организации принималось на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Также законопроект предлагает не допускать закрытия медицинских организаций, расположенных в сельской местности, без учёта мнения жителей.

Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». Документ зарегистрирован в Минюсте России 22 марта 2016 года под № 41485.

Читать еще:  Изменения в бухучете с 2019 - 2020 года таблица

Более подробно с Приказом Минздрава РФ можно ознакомиться здесь. Приказ должен вступить в силу с 15 апреля 2016 года, сообщает пресс-служба Ил Тумэн.

Правительство России

О корректировке методики распределения субвенций субъектам Федерации на выполнение полномочий в сфере обязательного медицинского страхования

Постановление от 18 октября 2018 года №1240. Внесённые в Методику изменения позволят усовершенствовать подходы к определению размера субвенций с учётом региональных особенностей субъектов Федерации, будут способствовать дальнейшему росту заработной платы медицинских работников.

Документ

Постановление от 18 октября 2018 года №1240

Внесено Минздравом России.

Проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предполагает ежегодный прирост размера субвенций, направляемых из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС на осуществление регионами переданных с федерального уровня полномочий в сфере ОМС, на 10,6%, 7,6% и 6,6% соответственно. Планируется, что общий объём субвенций в 2019–2021 годах достигнет уровня 2,1 трлн рублей, 2,2 трлн рублей и 2,4 трлн рублей соответственно. Рост объёмов субвенций положительно отразится на качестве оказываемой гражданам медицинской помощи. Размеры субвенций учитывают расходы, запланированные в рамках национальных проектов по реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Размер субвенции учитывает увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала для устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников: врачей – на 23,6 тысячи человек и младшего медицинского персонала – на 43 тысячи человек (за три года). Расходы на эти цели составят в 2019 году 12,3 млрд рублей, в 2020 году – 34,7 млрд рублей, в 2021 году – 50,4 млрд рублей.

Также субвенции рассчитаны с учётом финансирования оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2019 год – в размере 70 млрд рублей, на 2020 год – 115 млрд рублей, на 2021 год – 134,5 млрд рублей.

Постановлением Правительства от 5 мая 2012 года №462 утверждена методика распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение переданных органам государственной власти субъектов Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования (далее – Методика).

Проект постановления разработан в связи с изменением доли заработной платы медицинских работников в расходах на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Так, реализация Указа Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» позволила решить задачу повышения к 2018 году заработных плат врачей до 200% от средней заработной платы в регионе.

В целях дальнейшего обеспечения роста заработной платы медицинских работников подписанным постановлением в Методику внесены изменения.

До настоящего времени коэффициент дифференциации, применяемый для расчёта размера субвенции территориальным фондам ОМС, рассчитывался как сумма индекса бюджетных расходов для региона и наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, либо отношения зарплаты в регионе к зарплате в России. Показатель зарплат медицинских работников играет существенную роль при расчёте размеров субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС. В связи с этим внесёнными в Методику изменениями увеличено значение весового коэффициента для суммы средневзвешенного районного коэффициента к зарплате и средневзвешенной процентной надбавки к зарплате и отношения зарплаты в регионе к зарплате в России (с 0,6 до 0,7). Таким образом, эти корректировки учтут увеличение доли заработной платы отдельных категорий медицинских работников до 70% в расходах региона на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

Вместе с тем при расчёте субвенций будет использоваться новый показатель «коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг». При этом в отношении регионов со сложными природно-климатическими условиями и ограниченной транспортной доступностью установлено повышенное предельное значение нового показателя, что позволит увеличить размеры их субвенций. Таким образом, корректировка Методики в этом отношении позволит обеспечить дальнейшее увеличение заработных плат медицинских работников согласно задачам, поставленным Президентом России. Установлены также повышенные предельные значения «коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг» по Республике Саха (Якутия), Камчатскому краю, Магаданской области, Ненецкому и Чукотскому АО.

Правительство России прогнозирует, что с учётом принимаемых мер размеры субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС в 2019 году возрастут практически по всем регионам. Вместе с тем подписанным постановлением предусматривается, что размер субвенций на 2019 год не может быть меньше распределённого на 2018 год. Реализация этой нормы позволит устранить возможные риски, связанные с изменением Методики.

Размер субвенции также учитывает увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204.

Внесённые в Методику изменения позволят усовершенствовать подходы к определению размера субвенций с учётом региональных особенностей субъектов Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector