Профессиональная реабилитация инвалидов в 2019 — 2020 году закон о трудоустройстве
Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»
Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.
Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:
— организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
— организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
— создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
— стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
— организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;
— расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.
Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.
Обзор документа
В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.
Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.
В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Как государство содействует занятости инвалидов
Минтруд активно взялся за решение проблемы занятости инвалидов. В частности, данный вопрос активно обсуждался в феврале 2019 года на Российском инвестиционном форуме в г. Сочи в рамках Лаборатории социальных инвестиций. Рассказываем, что уже сделано и делается для труда и занятости инвалидов в России.
Ситуация на 2019 год
Чиновники Минтруда понимают, что профессиональная инклюзия инвалидов (включение в трудовую жизнь) очень важна. Главное, грамотно ее реализовать.
Вообще, проблемы занятости инвалидов носят комплексный характер. То есть нет какого-то единого рецепта для того, чтобы трудоустроить инвалидов. Но есть комплекс мер для содействия занятости инвалидов. Это работа с работодателем и самим инвалидом, чтобы:
- повысить его образовательный уровень;
- сделать его востребованным на рынке труда;
- выбрать именно те профессии, которые востребованы рынком (работа по совершенствованию квотирования и ряд других мер).
Как будут определять трудовую занятость инвалидов
На 2019 год порядка 28% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. Хотя до недавнего времени статистика оперировала более оптимистичными цифрами – около 32-33% показывали занятость инвалидов трудоспособного возраста.
Но если разобраться более глубоко, то окажется, что в эту статистику профессиональной занятости инвалидов попадают все инвалиды, которые хотя бы 1 день работали в течение года. Очевидно, что это необъективный подход.
С 2019 года Минтруд решил анализировать именно закреплённость инвалида на рабочем месте. Это будет так: считаются работающими те инвалиды, которые проработали:
- в течение квартала – 1 месяц полностью;
- либо в течение полугода – 2 месяца;
- 3 месяца – в течение трех кварталов;
- 4 месяца непрерывной работы в течение года.
В частности, таких инвалидов накопленным итогом за 2018 год в России 28%. Для справки: в середине 2017 года их было 26%.
Среди мер, которые реализует государство для обеспечения занятости инвалидов трудоспособного возраста можно выделить сопровождение молодых инвалидов при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве. Для этого Минтруд совместно с Министерством образования и науки, Министерством просвещения разработали специальную программу сопровождения, чтобы молодёжь, получая профобразование, могла потом переходить на подготовленное рабочее место. В 82 регионах уже разработаны программы сопровождения инвалидов молодого возраста.
Новый закон
С 1 января 2019 года вступил в силу закон о сопровождении занятости инвалидов. Проще говоря, о содействии в поиске подходящей работы. Это новые статьи 13.1 и 24.1 в Законе о занятости населения.
Данный закон предписывает сопровождать инвалидов, и не только молодых. Когда они обращаются в службу занятости в поиске работы, она должна взаимодействовать с медико-социальной экспертизой (МСЭ) (где устанавливают инвалидность) и с работодателем. При этом должны быть проанализированы:
- маршрут инвалида;
- его путь из дома на работу;
- пребывание у работодателя;
- возвращение домой.
После изучения этих вопросов должна быть разработана индивидуальная программа сопровождения для трудоустройства и занятости инвалида. Известно, что в начале 2019 года появились только первые заявки на такое сопровождение.
Квоты для инвалидов
Замминистра Григорий Лекарев: Минтруд России работает над совершенствованием механизма квотирования рабочих мест для инвалидов
Он также рассказал, что в настоящее время министерство работает над совершенствованием механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.
« еще пока не реализована, она проходит стадию обсуждения. Министерство сейчас работает над тем, чтобы усовершенствовать этот механизм, чтобы дать возможность работодателям использовать средства, аккумулировать средства в определенном фонде, чтобы в последующем расходовать их на трудоустройство инвалидов, на создание специального рабочего места», – сообщил Григорий Лекарев, отметив, что данный подход планируется реализовать в пилотном режиме в нескольких регионах и в дальнейшем распространить его на всю территории страны.
Программы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов
Профессиональная реабилитация инвалидов позволяет создать оптимальные условия для их трудовой деятельности. Государство гарантирует данным категориям помощь в профориентации, обучении и переподготовке, содействие в занятости и производственной адаптации.
Основные положения и цели
Реабилитацией называется комплекс мер для восстановления здоровья, социальной активности и независимости человека, рекомендованный экспертной комиссией при присвоении ему инвалидности.
- ФЗ №181 от 24.11.1995 года;
- ФЗ №419 от 01.12.2014 года (ред. 29.12 2015).
Медико-социальной комиссией составляется индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) с учетом патологии гражданина и степени его нетрудоспособности. Правила разработки и внедрения положений документа прописаны в Приказе Минтруда России № 486н от 13.06.2017 (ред. 30.05.2018).
Цель такой реабилитации — дать инвалиду возможность реализовать свой профессиональный потенциал, получить материальную независимость, помочь в социальной интеграции путем обеспечения оптимальных условий для его обучения и труда.
- Определение ограничений (способности к труду, образованию). Их характеристика представлена в таблице ниже;
- Заключение комиссии, нуждается ли гражданин в мерах по организации образования, профориентации, помощи в занятости;
- Перечисление противопоказанных видов работ с учетом нарушений здоровья. Рекомендации по приемлемым условиям труда, оборудованию места, адаптации.
- Получению инвалидом специальности, посильной для его здоровья и возможностей;
- Сопровождению и помощи в занятости;
- Адаптации в производственной среде, разработке льгот и защите прав инвалидов.
Внедрение программ по профессиональной реабилитации регулируется органами исполнительной власти РФ. Сопровождением и помощью в профориентации, трудоустройстве людей с проблемами со здоровьем занимаются службы занятости, соцзащиты.
Система мер профессиональной реабилитации
- Профориентацию;
- Обучение и переподготовку;
- Производственную адаптацию;
- Трудовую занятость.
- Адаптационные меры на прежнем месте работы;
- Изменение условий труда в той же фирме;
- Переход на другое предприятие на должность, сходную с предыдущей, но с пониженным объемом обязательств;
- Переобучение и занятость в прежней фирме;
- Переквалификация и новая работа.
- Определение предприятиям квот для принятия на должности инвалидов и минимального числа мест для них. В средней численности сотрудников доля инвалидов составляет 2-4 %;
- Резервирование вакансий, приемлемых для людей с проблемами со здоровьем;
- Стимулирование организаций на создание дополнительных вакантных мест, в том числе спецоборудованных;
- Обеспечение условиями труда по ИПР;
- Поощрение предпринимательства инвалидов.
Профессиональная ориентация
Профориентация ставит задачу информирования гражданина для выбора им специальности, подходящей по квалификации, интересам, условиям и режиму работы. Предоставляются данные о существующих образовательных учреждениях и центрах подготовки, ситуации на рынке труда.
Профориентация помогает человеку определиться, основываясь на состоянии здоровья, возможностей, рекомендаций ИПР.
- Индивидуальные и более развитые способности;
- Социально-бытовые навыки;
- Степень обучаемости;
- Интересы и склонности.
Тесты определяют профпригодность человека, то есть соответствие его возможностей и умений конкретной должности.
Профессиональное образование
- Получение квалифицированной специальности;
- Обучение новой профессии, если в результате проблем со здоровьем не получается заниматься прежней;
- Повышение существующей квалификации.
- Самостоятельная переподготовка, которую инвалид оплачивает сам;
- Бесплатное переобучение при обращении в центр занятости. Это доступно инвалидам 2 и 3 групп, а также 1 группы с трудовой рекомендацией;
- Работа, не требующая обучения, или подготовка человека на месте.
Инвалиды могут работать в сфере обслуживания, заниматься сложными, интеллектуальными видами профессий. Важны их общеобразовательная подготовка, наличие среднего и высшего образования, что увеличивает конкурентоспособность этой категории лиц на рынке труда. Обучение возможно на льготных условиях, что отражено в ФЗ № 273 от 29.12.2012 года.
- Индивидуальный подход;
- Задания в группе, бригаде;
- Курсы (по 2-6 месяцев).
ВАЖНО! Возможно домашнее образование, в том числе заочное.
Содействие занятости инвалидов
Государство активно внедряет целевые программы, гарантирующие трудоустройство людям с ограниченными возможностями. Они регламентируют квотирование рабочих мест и создание дополнительных, открытие специальных организаций, их оборудование, льготы и условия занятости. Механизм внедрения программ определен на уровне субъектов РФ.
Сопровождают и помогают в трудоустройстве центры занятости, органы соцзащиты и непосредственно предприятия. Нормативной базой является закон РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года (ред. от 11.12.2018).
База профессиональной реабилитации — организации, где число сотрудников не превышает 15 человек, при этом инвалиды и пенсионеры составляют 50 % от нее. Однако в условиях экономического кризиса такие предприятия оказываются под угрозой и закрываются.
- Финансовую помощь;
- Льготное налогообложение;
- Скидку на коммунальные услуги.
Контролирует такие организации Управление соцзащитой населения. При несоблюдении установленных условий работы, сокращении инвалидов предприятие теряет льготы.
Согласно ФЗ № 181, квота для принятия на должности инвалидов регламентируется законодательством субъектов РФ. При числе сотрудников более 100, она назначается в размере 2-4 % от их среднесписочного количества. Если на предприятии работников не меньше 35, но не превышает 100, квота не положена выше 3 % . При исчислении этого показателя не учитываются сотрудники, работающие в опасных или тяжелых условиях.
Другие предприятия заключают договор с органами местного самоуправления. Вопросы по квотам (определение размера, срока действия и так далее) решаются службой занятости, общественными организациями, трудовыми органами. Предприятиям возможна материальная поддержка для частичной компенсации оплаты работы инвалида. Выплачивает ее Фонд занятости.
При невыполнении квоты организация обязана внести взнос за каждого нетрудоустроенного. Оплату переводят на счет в Фонд занятости. Собранные средства расходуются на меры по поддержке инвалидов в трудовой сфере.
Работает с человеком с ограниченными возможностями служба занятости. Для инвалида организуются профориентация, консультации, обучение, переподготовка и трудоустройство. При этом основой служат рекомендации, представленные в ИПР гражданина.
Помочь инвалиду в передвижении до работы и обратно могут негосударственные организации, имеющие договорные отношения со службой занятости.
Для успешной адаптации человека работодателю рекомендуется выделить ему наставника из числа сотрудников (по их согласию).
Производственная адаптация
Услуги по сопровождению инвалида на рабочем месте, содействию его приспособлению к трудовым условиями прописаны в ГОСТ Р 53873-2010. Цель производственной адаптации — создание благоприятной среды и максимальная реализация потенциала человека.
- Установление посильного уровня нагрузки;
- Психологические консультации, тренинги;
- Повышение мотивации к труду;
- Получение социальных навыков (поиска работы, составления резюме и самопрезентации, деловой беседы и так далее);
- Создание приемлемых трудовых условий, оборудованного рабочего места;
- Регулярное медицинское наблюдение;
- Сопровождение труда (социально-психологическое и наставничество).
Трудовые условия и льготы для инвалидов
- Оборудованное рабочее место с минимизацией вредных производственных воздействий (согласно Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»);
- Запрещено ухудшение положения людей с ограниченными возможностями по сравнению с другими сотрудниками;
- Работа сверхурочно, в выходные, ночной период разрешена только при согласии человека и отсутствии противопоказаний;
- Льготные нормы выработки;
- Для инвалидов 1 и 2 группы рабочее время составляет не более 35 часов в неделю без потери оплаты;
- Частые перерывы или труд на дому;
- Отпуск для инвалидов предусмотрен не менее 30 календарных дней;
- Предоставление больничных.
В России только около 10% инвалидов заняты трудовой деятельностью. Преимущественно это обусловлено отсутствием приемлемых условий и незаинтересованностью работодателей. Внедрение программ профессиональной реабилитации способствует социализации и материальной независимости этой категории граждан, позволяет государству уменьшить расходы бюджета и увеличить налоговые поступления.