5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы при трудоустройстве инвалидов в 2019 — 2020 году

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Читать еще:  Автоматическая линия для производства вафель

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

— организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

— организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

— создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

— стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

— организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;

— расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Обзор документа

В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Занятость инвалидов в 2019 году: что положено по новому закону

Вступивший в силу с 1 января 2019 года новый закон позволит государству более эффективно содействовать занятости инвалидов.

Как считает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, научный руководитель Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко, государство сделало важный шаг вперед, предложив новую государственную услугу – сопровождение при содействии занятости инвалидов, считает эксперт тематической площадки ОНФ «Демография».

Также эксперт напомнил, что с 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. №476-ФЗ (далее – Закон), которым, как было сказано ранее, установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.

Надо иметь в виду, что под сопровождением при содействии занятости в Законе понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте. Сюда же относится и формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

«Чтобы закон имел не декларативный характер, авторы предусмотрели конкретные механизмы его реализации. Органы власти формируют соответствующие региональные программы содействия занятости инвалидов, информируют работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости, взаимодействуют с учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), организуют профессиональную ориентацию инвалидов. На предприятиях, использующих труд инвалидов, предусмотрена работа наставников, которые содействуют инвалидам в освоении трудовых обязанностей, содействуют созданию условий доступности рабочего места для работника-инвалида», – разъясняет суть закона Александр Лысенко.

Читать еще:  Электронные больничные с 1 июля 2019 - 2020 в России

Очень важно, что Законом предусмотрен мониторинг закрепляемости инвалидов на рабочих местах. Данное положение позволит избежать трудоустройства инвалидов «для галочки» и псевдоотчетности.

Кроме того, Закон устанавливает обязанности службы занятости в сфере содействия занятости инвалидов, а именно – консультации работодателей и формирование предложений для работодателей; консультации инвалидов, осуществляющих поиск работы; организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем и т.д.

Эксперт полагает, что вступление Закона в силу с 1 января 2019 года очень актуально и своевременно. Ведь сегодня стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеют 28% инвалидов трудоспособного возраста.

Так, по данным Минтруда России, органами службы занятости за январь – сентябрь 2018 года было трудоустроено 62,75 тысяч человек, что на 1,8 тысячи человек, или на 2,9%, больше, чем за соответствующий период 2017 года.

Однако, если сравнить эти данные с потребностью в трудоустройстве, которая составляет не менее полумиллиона человек, то такими темпами мы не обеспечим запланированного 50-процентного уровня занятости к 2025 году.

Что же необходимо сделать для ускорения темпов трудоустройства и обеспечения стабильной занятости инвалидов? В 2017 году правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы. Но, по мнению Александра Лысенко, мероприятия плана недостаточно эффективны, и план в целом нуждается в уточнении и доработке.

Кроме того, внедрение положений Закона потребует серьезных мер по повышению квалификации специалистов учреждений службы занятости, которые работают с инвалидами. Сделать это быстро вряд ли удастся.

И, наконец, последнее. Для консолидации усилий органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций и работодателей потребуется большая организационная работа, которая займет минимум два-три года.

Необходимо будет также преобразовать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, сегодня как показывает статистика, он малоэффективен. Следует довести до результата идею «окрашивания» административных штрафов за нарушения требований квотирования рабочих мест для инвалидов.

Создание новых рабочих мест для инвалидов, в том числе высокотехнологичных, должно осуществляться работодателями при поддержке государства, а это требует денег.

В 2019 году мониторинг и иные формы контроля со стороны активистов и экспертов ОНФ за реализацией мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов трудоспособного возраста будут осуществляться повсеместно.

«Главы регионов должны понимать, что трудоустройство и занятость инвалидов относятся к их полномочиям, поэтому придется нести персональную ответственность за недостижение плановых показателей», – подытожил Александр Лысенко.

Трудоустройство инвалидов

649 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Содержание статьи:

Статус инвалида в 2019 году

На сегодняшний день в РФ насчитывается примерно 11 миллионов людей с инвалидностью. Согласно федеральному законодательству, инвалидами считаются люди, которые имеют проблемы со здоровьем и не могут вести полноценный образ жизни, в связи с чем нуждаются в помощи от государства. Выделяются три категории инвалидности со своими особенностями. Группа присваивается в зависимости от того, насколько тяжелым является заболевание у человека.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 653-74-12 в Москве, +7 (812) 363-16-55 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-32-96 по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!

Инвалидность назначается при условии, что обнаружена стойкая дисфункция организма, которая мешает или ограничивает жизнедеятельность, а также если выявлена необходимость гражданина в поддержке государства.

Признание человека инвалидом происходит при помощи специальной медико-социальной экспертизы, на которой собирается комиссия из нескольких экспертов. На процедуру гражданина могут направить из учреждения лечебно-профилактической помощи. В ходе экспертизы проводится оценка работоспособности человека, определяется его потребность в социальной помощи. Процедура позволяет закрепить статус инвалидности юридически.

Такие граждане из-за своих ограниченных возможностей до недавнего времени не рассматривались работодателем как трудовой ресурс и часто получали отказы при попытках найти работу. Проблемы трудоустройства инвалидов стояли действительно остро. Ситуация несколько изменилась после принятия мер, а именно порядка о защите прав инвалидов, который позже в 2001 году был дополнен и расширен. В законе (ФЗ 181) прописаны положения относительно гарантий занятости данной категории лиц. После этого трудоустройство инвалидов стало реальным.

Государство предприняло особые шаги, касающиеся:

  • квотирования рабочих мест;
  • налоговых привилегий.

Квота для приема на работу инвалидов в 2019 году

Квотирование в 2019 году означает обязательство компании трудоустраивать на своем предприятии некоторое количество работников с физическими ограничениями, которые не могут работать полноценно.

Читать еще:  Регистрация ИП по временной регистрации можно ли открыть

Подписывайтесь на нашу группу «Социальный консультант» во «ВКонтакте» — там всегда свежие новости и нет рекламы!

Число таких вакансий напрямую зависит от величины фирмы и размера штата. Самая большая квота налагается на крупные организации, в которых насчитывается более 100 сотрудников, она варьируется в пределах 2-4%. Точный показатель определяется исходя из региона, в котором организация осуществляет свою деятельность.

Если численность сотрудников на предприятии 35-100, то квота устанавливается на уровне 3%.

При определении размера квоты не учитываются работники, условия труда которых были признаны вредными и опасными.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 653-74-12 в Москве, +7 (812) 363-16-55 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-32-96 по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!

Специальные рабочие места для инвалидов

Помимо того, что работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью, он также является ответственным за правильную организацию пространства для таких сотрудников и соблюдение всех необходимых условий труда. Число обустроенных мест должно соответствовать количеству работников с физическими ограничениями.

К организации специального рабочего места для такого сотрудника предъявляется ряд обязательных условий. Все сводится к тому, что компания обязана адаптировать оснащение рабочего пространства, а также оборудование специально для комфортной работы человека с инвалидностью. При организации также обязательно должны быть учтены индивидуальные ограничения сотрудника.

Условия труда инвалидов

Условия труда работников, имеющих физические ограничения, регулируются действующим законодательством, а также общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.

Санитарными правилами предусмотрено, что инвалиды с любым заболеванием не могут работать, если превышены гигиенические показатели по следующим параметрам:

  • физическим (шум, вибрация, освещение);
  • химическим (задымления, скопление газов);
  • биологическим (присутствие вредоносных бактерий и микроорганизмов);
  • социально-психологическим (повышенные эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации).

Также в отношении труда лиц с ограниченными возможностями действует перечень прав, регулирующих длительность рабочего дня.

  • Если человек имеет инвалидность первой или второй группы, то количество часов, которые сотрудник проводит на рабочем месте, не должно быть более чем 35.
  • Допустимое количество рабочих часов для человека с физическими ограничениями должна быть зафиксировано врачом в медицинской карте.
  • Запрещается привлекать людей с инвалидностью к выполнению работы в выходные и праздничные дни, а также к ночным работам и сверхурочным.
  • Работники с инвалидностью имеют право не только на ежегодный оплачиваемый отпуск, но и на двухмесячный отпуск за свой счет.

Ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

  • Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
  • Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
  • После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.

Пример по трудоустройству инвалида

Гражданин хочет найти работу по совместительству, имея 3 группу инвалидности.

Третья группа инвалидности считается «рабочей», и лица, относящиеся к этой категории, имеют заметно меньше ограничений, чем люди с первой и второй группой. Сначала можно обратиться в центр по трудоустройству или заняться поиском работы самостоятельно. Организации передают информацию о вакансиях для инвалидов в службу занятости, а также публикуют на сторонних ресурсах по поиску работы.

На собеседовании необходимо обговорить все условия занятости. Нужно обратить внимание, как работодатель относится к нормам и правам, которые имеют инвалиды. В примере рассматривается ситуация, когда работник хочет устроиться именно по совместительству. Законом не запрещается оформлять людей с инвалидностью на работу таким образом. Исключением могут быть только медицинские показания работника.

Заключение

Подведем итог всему сказанному выше:

  • Трудоустройство людей, имеющих группу инвалидности, возможно. Согласно законодательству, компании обязаны предоставлять таким гражданам рабочие места в размере, предусмотренном квотой.
  • Фирмы, которые берут на работу людей с инвалидностью, получают существенные преимущества – налоговые привилегии. Однако одновременно с этим на них накладывается ряд обязательств по обеспечению соответствующих условий труда, которые необходимы этим работникам.
  • Организация должна учитывать индивидуальные особенности человека, а также особенности, связанные с его заболеванием.
  • Существует достаточно большое количество норм и правил, которые обеспечивают защиту и поддержку людей с инвалидностью. Эти нормы могут различаться в зависимости от заболевания человека, региона проживания и других факторов. Именно поэтому каждый конкретный случай трудоустройства должен рассматриваться работодателем индивидуально.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector