0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпроверочный анализ компании

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

Как налоговики решают, кого проверить

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо м приложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то — специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов

Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.

И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.

Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».

На что «аналитики» обращают внимание

Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:

  • критериями оценки налоговых риско в приложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
  • нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.

Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС

Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.

Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП

* В зависимости от применяемого режима:

  • Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
  • Декларация при применении УСНО;
  • Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).

** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.

Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».

Расчет предполагаемой суммы доначислений

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.

Отбирая кандидатов на выездную проверку, налоговики выискивают прежде всего тех, кто может принести максимальную пользу бюджету. Ну вы понимаете.

Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.

ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.

Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.

Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.

Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли

/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж — 3000 тыс. руб.

/ решение / Чтобы рассчитать предполагаемую сумму по этому основанию, нужно совершить следующие действия.

ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г. приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.

ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.

ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.

ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.

ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).

Читать еще:  Кому теперь платить страховые взносы

Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.

Главное для проверяющих — чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).

Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.

СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления Min. Тогда возможны два варианта.

Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.

Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.

От предпроверочного анализа налоговиков зависит безопасность компании

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

Читать еще:  КНД 1110018 сведения о среднесписочной численности работников

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Предпроверочный анализ компании

Проведение предпроверочного анализа является обязательным этапом выездной налоговой проверки, благодаря которому налоговые инспекторы перед посещением компании уже знают, где искать нарушения, и предполагают размер доначислений

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

Читать еще:  Таблица ставок акцизов на 2019 - 2020 год ЮристВзаконе

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector