0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежи за природопользование

Система платежей за природопользование

В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20.).

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.

Плата за землю. Она взимается с целью:

– стимулирования рационального использования земли;

– охраны и освоения новых земель;

– повышения плодородия почвы;

– выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

– развития инфраструктуры в населенных пунктах;

– формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:

– нормативная цена земли.

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.

По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:

– на финансирование мероприятий по землеустройству;

– ведение земельного кадастра;

– мониторинг земельных ресурсов;

– освоение новых земель;

– охрану земель и повышение их плодородия;

– инженерное и социальное обустройство территории.

Арендная плата – это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником покрытия является прибыль землепользователей.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

– платежи за пользование недрами;

– плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Платежи за пользование недрами включают: платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых; платежи за добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в иных целях.

Читать еще:  Как и где искать поставщиков для розничного магазина

К платежам за пользование недрами может применяться скидка за истощение недр. Решение об установлении скидки и ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии.

Плата за воду. Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов – затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.

Для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов).

В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.

Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661.

Помимо рассмотренного выше вида платы – платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

– платежи за пользование недрами по подземным водам;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;

– плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:

– за пользование водными объектами;

– платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;

– сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.

Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).

Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону «О животном мире» (1995 г.) включает:

– плату за пользование животным миром;

– штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства [1].

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Платежи за природопользование

Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО «Юридический центр
«Северо-Западный регион»
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон «Об основах налоговой системы» отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт «б» пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов — земельный налог (подпункт «б» пункта 1 статьи 21).

Читать еще:  КБК по страховым взносам на 2019 - 2020 год таблица

В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:
________________
* Как указывает О.Л.Дубовик: «По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов — обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей» (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 — 77).

— Плата за загрязнение окружающей среды;

— Платежи, связанные с пользование водными объектами;

— Платежи за пользование лесным фондом;

— Платежи за пользование недрами;

— Платежи за пользование животным миром.

Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.

В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

— Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

— Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы за землю.

— Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);

б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

— Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.

— Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычу полезных ископаемых;

б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей за пользование недрами;

г) Платы за геологическую информацию о недрах;

д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачу лицензий.

— Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:

а) Платы за пользование животным миром;

б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными — правовыми актами:

Правовой статус платежей за природопользование на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем готовых ответов. И в первую очередь вопросы вызывает определение того, относятся ли указанные платежи к налогам или имеют иные признаки, для налогов не характерные.

Еще в 1994 году Н.А.Шевелева указала, что платежи за природопользование предполагаю ответную услугу государства в виде разрешения использовать природные ресурсы для извлечения дохода, но при этом субъекты обязаны соблюдать правила природопользования, которые предусмотрены не налоговым, а иным законодательством.* Вместе с тем, поставив проблему, Н.А.Шевелева уклонилась от ее разрешения и не дала правовой квалификации платежам за природопользование. Однако, сама логика автора наводит на мысль, что платежам за природопользование, — по мнению Н.А.Шевелевой, — свойственен неналоговый статус. Аналогичной позиции придерживается и И.А.Дроздов.**
________________
* См. Шевелева Н.А. О понятии налога в российском законодательстве // Правоведение.1994. N 5 — 6. С.106.

Читать еще:  Минтруд посчитал прожиточный минимум за 3 квартал 2019 - 2020

** См. Дроздов И.А. Договоры на передачу в пользование природных ресурсов. Учебно — практическое пособие. М., 2001. С.25 — 27.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Платежи за природопользование: виды, назначение.

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Компенсационный характер ресурсных платежей предопределяет их целевую сущность. На первом этапе развития налоговой истории России ряд ресурсных платежей полностью либо частично зачислялся во внебюджетные либо в целевые бюджетные фонды. Существовали следующие федеральные фонды, в которые зачислялись отдельные ресурсные платежи:

— фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы,

— фонд восстановления и охраны водных объектов,

— фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует два вида платежей:

1) за природные ресурсы;

2) за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за использование природных ресурсов (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (ред. от 01.07.2005 г.) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector