0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пассажирам заплатят больше как изменились правила международных авиаперевозок

Знай свои воздушные права

Напомним: в апреле с.г. Россия официально присоединилась к конвенции 1999 года, которую ратифицировали более 120 стран. Для российских авиаперевозчиков Монреальская конвенция должна стать «буквой закона» через шесть месяцев после ратификации.

Что должны теперь знать российские авиапассажиры? И что должны иметь в виду авиаперевозчики? Cамое главное: все компенсационные выплаты в Монреальской конвенции привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно. Так, на 26 августа 1 СПЗ равнялся 83,41 руб.

По сравнению с Варшавской, Монреальская конвенция устанавливает в четыре раза более высокую компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира — 113 100 СПЗ (около 8,7 миллиона рублей). До сего времени — не более двух миллионов рублей. При уничтожении, утере, повреждении или задержке при перевозке багажа установлена компенсация в сумме 1031 СПЗ, или 80 тысяч рублей. Существенно возрастет компенсация и за задержку рейса: максимальный размер — в 4694 СПЗ (около 364 тысяч рублей). Но это максимальные компенсации. Минимальные суммы, а также механизмы их получения должны быть прописаны регулятором. В России это министерство транспорта.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО:

— Конвенция значительно повышает уровень защиты прав и законных интересов пассажиров, летающих международными рейсами. Недавно инженер английской British Airways отключил бесперебойное питание компьютерного центра авиакомпании, а затем неправильно подключил его обратно. Это стало причиной настоящего хаоса в аэропортах: сбой коснулся нескольких тысяч авиапассажиров. Многие международные рейсы были отменены, что обошлось компании почти в 130 млн фунтов стерлингов, которые она в соответствии с правилами Монреальской конвенции заплатила пассажирам.

Пример для российских авиакомпаний очень поучительный. Пункт 1 ст. 22 конвенции устанавливает пределы компенсации в случае задержки международной воздушной перевозки в сумме 4150 СПЗ — 400 тыс. рублей. Так что задержка может очень дорого обойтись перевозчику. Например, на «Боинге-777» установлено 403 кресла, А320 — 240 кресел, А330 — 300 кресел. Несложно рассчитать риски возмещения вреда пассажирам. Это соответственно 160 миллионов, 80 миллионов рублей и 132 миллиона рублей. Ясно, что такие возмещения по монреальским правилам могут окончательно подорвать финансовое благосостояние перевозчика.

В наше время национальное законодательство в области международных воздушных перевозок к такому взаимодействию с Монреальской конвенцией пока не готово. Хотя ее нормы имеют приоритет над национальными нормами международных авиаперевозок, это отнюдь не означает, что они универсальны и способны регулировать любые правовые проблемы, порождаемые рынком международных авиаперевозок.

Успешному применению Монреальской конвенции во многом могла бы способствовать основательная подготовка к ее применению в российской правовой системе. Казалось бы, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей примат норм международного права над нормами внутригосударственного права в случае их расхождений, открывает нараспашку двери для ее внедрения в правовую систему России. В этих условиях специальный закон мог бы помочь внедрению конвенции и заодно способствовать возникновению правовой культуры единообразного толкования и применения новых правил международных авиаперевозок в российской деловой практике.

Пока процесс ратификации Монреальской конвенции ограничился формальным актом о ратификации, хотя специфика конвенции требует большего. Отсутствие имплементационного закона невольно может способствовать развитию ущербного процесса произвольного и спорного толкования и применения конвенции.

Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

— Установленные размеры выплат в этом международном правовом документе определяют только максимум, верхний предел, который теоретически может быть возвращен пассажиру. При этом не следует забывать о том, что бремя доказывания понесенного убытка, ущерба будет лежать на истце. То есть к претензии, которую пассажир отправил перевозчику, должны быть приложены подтверждающие документы: кассовые чеки, квитанции и т.д.

А если авиакомпания после изучения доказательственной базы откажет пассажиру частично или полностью? Что делать пассажиру? Остается одно — обратиться в суд.

Читать еще:  Проверка юридического адреса по ИНН

Надо сказать, что российские суды не всегда охотно применяют международные правовые акты прямого действия. Мне известно лишь несколько таких случаев. Как-то раз удалось убедить суд и получить решение на основе документа ИКАО. Но, поверьте, это было очень сложно. Между тем в Интернете уже появилась реклама неких «юридических» фирм, которые уверяют: мол, абсолютно за любую задержку рейса они запросто могут получить по «монреальским» правилам от перевозчика компенсацию 600 евро. Знайте: конвенцией это вообще не предусмотрено!

Упреждение и устранение рисков при международных авиаперевозках — новая важная задача, к решению которой должны активно подключиться сами российские перевозчики. Новому прочтению подлежат страховые договоры — авиакомпаниям полезно обновить соглашения по аутсорсингу услуг и надо специально оговорить случаи задержек рейсов по вине аэропорта. Отдельная тема — усовершенствование системы оповещения пассажиров о возможных случаях, ведущих к отмене/задержке рейсов.

Представим, что пассажир купил билет у российского перевозчика с пересадкой в иностранном аэропорту. А там — забастовка персонала, рейс задержан. Разумеется, пассажиры предъявят иск юридическому лицу, которое заключило с ним договор перевозки. Что делать нашему перевозчику? Подать регрессный иск? Переложить бремя ответственности на страховую компанию? Признать факт забастовки форс-мажором.

Да, авиапассажир будет теперь защищен лучше. Но юристам авиакомпаний неплохо бы разобраться с судебной практикой континентального и англо-саксонского права по разрешению споров в сфере международных авиаперевозок. В свое время применению Варшавской конвенции очень помогали «Правила международных воздушных перевозок». Этим опытом полезно воспользоваться и в случае с Монреальской конвенцией.

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы.

Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила. 75 рублей.

Она дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба.

По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.

Новые правила для авиапассажиров

АВИАКОМПАНИЯМ РАЗРЕШИЛИ НЕ ВОЗИТЬ ЧЕМОДАНЫ БЕСПЛАТНО

С октября 2017 года российские авиакомпании могут продавать билеты, в стоимость которых вообще не входит бесплатный провоз багажа. Это разрешается поправками в Воздушный кодекс, принятыми Госдумой и подписанными Президентом РФ. До сих пор, напомню, путешественникам были гарантированы минимум 10 кг бесплатного багажа. Вот по каким новым правилам авиаперевозок мы теперь сдаем чемоданы:

  • Обязательную норму бесплатного багажа отменили только для билетов, которые продаются по невозвратным тарифам (а практически все дешевые билеты именно такие). Если условия тарифа позволяют билет сдать, то авиакомпания по-прежнему должна везти как минимум 10 кг вашего багажа бесплатно.
  • Авиакомпании вовсе не обязаны вводить полностью безбагажные тарифы — просто у них теперь есть такое право. Кто-то им воспользуется, кто-то нет («Аэрофлот», скажем, вряд ли).
  • Перевозчики обязаны до покупки билета информировать пассажиров о том, входит ли в стоимость перелета бесплатный багаж, и если да, то сколько. Они и сейчас не прячут эти данные на своих сайтах — как правило, надо кликнуть на название тарифа или иконку рядом с ценой билета и прочитать, что вам положено по выбранному тарифу. И сделать это нужно: перевозчики, по новой редакции Воздушного кодекса, имеют право в одностороннем порядке аннулировать билет, если турист откажется оплачивать провоз багажа. Приехал в аэропорт с чемоданом, оказалось, что билет безбагажный? Платить за вещи придется — иначе и сами не улетите.
  • Сколько будет стоить перелет для вашей поклажи, решает сама авиакомпания. Сейчас расценки в среднем 2000 рублей или 50 евро (на международных рейсах) за чемодан весом до 23 кг, но они зависят от маршрута: на коротких рейсах дешевле, на дальних дороже.
Читать еще:  Что такое инвестиционное ИСЖ и накопительное НСЖ страхование жизни

70% всех билетов на внутренние рейсы в 2017 году пассажиры купили по невозвратным тарифам (в которые теперь может не входить бесплатный багаж). Причина очевидна: такие билеты дешевле тех, которые можно сдать.

По данным туристического сервиса Туту.ру.

В САМОЛЕТ — ПО ШТРИХ-КОДУ В МОБИЛЬНИКЕ

В России разрешили использовать электронные посадочные талоны. Минтранс утвердил приказ о соответствующих изменениях в Федеральные авиационные правила и Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

Посадочный теперь может быть не только на бумаге, но и в виде штрих-кода, который авиакомпания отправляет вам на смартфон или планшет. Да, онлайн-регистрация и мобильная регистрация работает давно. А приказом узаконено, что посадочный можно не распечатывать вовсе. Просто приложить экран смартфона к сканеру в аэропорту, он информацию считает и внесет в базу данных служб авиациацонной безопасности и авиакомпании (мол, пассажир Петров, место 7А, досмотр прошел). Сейчас, напомню, на контроле безопасности в аэропорту в посадочный ставят штамп, а при посадке в самолет часть талона отрывают. Можно будет без всего этого обойтись.

Другой вопрос, что далеко не во всех российских аэропортах есть нужная техника. Там, где нет, все остается по старинке: даже если зарегистрировались сами на сайте, распечатайте посадочный или подойдите на стойку регистрации, чтобы там выдали бумажку. Авиакомпания должна сообщать пассажирам, можно ли на их рейсе использовать электронный посадочный талон.

  • — Переход к электронным посадочным талонам упростит жизнь пассажирам, которые нередко теряют бумажный посадочный, долго ищут его в сумке перед посадкой, — считает Аркадий Гинес, директор по развитию туристического сервиса OneTwoTrip. — Что касается командировок, когда посадочные талоны необходимы для отчетности, посадочный со штрих-кодом можно получить по электронной почте, распечатать его и предоставить в бухгалтерию. Авиакомпаниям и аэропортовым службам новшество тоже удобно, так как ускорит процесс обслуживания пассажиров и сократит расходы на оформление документов. Это одна из мер, которые власти принимают в преддверии чемпионата мира по футболу 2018, чтобы сделать работу наших аэропортов эффективнее.

РУЧНАЯ КЛАДЬ: С ШУБОЙ, НО БЕЗ НОУТБУКА?

С ручной кладью история самая нервная и пока еще незаконченная. Ручная кладь, напомню, — это то, что мы берем с собой в салон самолета, а не сдаем на стойке регистрации. Ее тоже взялись дотошно регулировать. Что, кстати, и не плохо — вспомним скандалы, когда «Победа» брала 2 тысячи за дамскую сумку в форме рюкзака! Может, если все четко прописать в новых правилах для авиапассажиров, подобных историй и не будет?

Первый проект приказа Минтранса с новшествами насчет ручной клади появился летом. И вызвал, мягко говоря, недоумение. Список вещей, который пассажиру можно брать в салон бесплатно сверх нормы ручной клади, чиновники предложили сократить с 13 предметов до пяти. И вычеркнули из него верхнюю одежду, ноутбуки, фотоаппараты и еще множество вещей. А как зимой лететь из Архангельска или Якутска без шубы или пуховика? При общественном обсуждении практически все проголосовали против проекта, а Валентина Матвиенко даже назвала его «глупостью».

С 27 мая действуют новые правила авиаперелетов: что изменилось для пассажиров?

С воскресенья, 27 мая 2018 года, начали действовать новые правила воздушных перевозок. Это связано с присоединением России к Монреальской конвенции, связанной с авиаперелетами. Про изменения имеет смысл знать практическим всем, кто хотя бы иногда летает на самолетах. А особенно это актуально вначале сезона летних отпусков. Мы подготовили обзорный материал на этот счет, в котором коротко обозначили самое главное для пассажиров.

Читать еще:  Получение справки об отсутствии задолженности через портал Госуслуги нюансы

Что за Монреальская конвенция?

20 августа 2017 г. для России вступил в силу новый правовой режим международных воздушных перевозок, установленный Монреальской Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, принятой в Монреале 28 мая 1999 г. Эта Конвенция, в частности, определяет пределы ответственности авиакомпаний за задержку международных рейсов и за утрату багажа.

А откуда взялась дата «27 мая 2018 года»?

Чтобы условия Монреальской конвенции заработали для россиян, потребовалось внести определенные поправки в российское законодательство. В этих целях был принят Федеральный закон от 27.11.2017 N 338-ФЗ . Этот закон вступил в силу с 27 мая 2018 года. Он внес поправки в Воздушный кодекс РФ. Одна их самых важных поправок – ответственность перевозчика за задержку рейсов и утрату багажа с 27 мая определяется по международным правилам:

4 главных изменения для пассажиров

Далее перечислим 4 самых важных, на наш взгляд, изменения для пассажиров, связанных с присоединением к Монреальской конвенции по авиаперевозкам.

Изменение № 1: увеличилась сумма компенсации за задержку рейса

С 27 мая за задержку международного рейса установлена максимальная ответственность авиакомпаний перед пассажирами в размере около 360 тыс. рублей. Прежде максимальная денежная компенсация определялась из расчета 25 рублей за час задержки.

Поясним, как рассчитывается компенсация по новым правилам. Статья 22 Монреальской конвенции предусматривает, что за задержку международного рейса перевозчик несет ответственность в пределах 4150 специальных прав заимствования. Это, так сказать, международные условные единицы. В России они рассчитываются по курсу Центрального банка. Так, к примеру, по состоянию на 26 мая этот курс составлял: 1 СДР (специальное право заимствования) = 87,5039 рублей. Получается, что максимальная ответственность перевозчика в рублях на эту дату составила бы 363 141 р. (4150 x 87,5039).

Изменение № 2: увеличилась сумма компенсации за утеряю багажа

С 27 мая 2018 года максимальная общая компенсация за утерянный багаж может достигать 90 тыс. рублей. Прежде её размер составлял 600 рублей за каждый килограмм потерянного багажа.

Также устанавливаются особенности предъявления перевозчику претензий и требований о возмещении вреда в случаях просрочки доставки, повреждения (порчи) и утраты (неприбытия) багажа, груза, почты, а также уточняется порядок рассмотрения перевозчиком претензии и уведомления пассажира, грузоотправителя, грузополучателя о результатах рассмотрения

Так, например, в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза при международных воздушных претензию к перевозчику нужно подать не позднее семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа, груза претензия должна быть предъявлена к перевозчику в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа, груза.

Изменение № 3: подавать иски к авиакомпаниям можно по месту жительства

С 27 мая 2018 года у пассажира увеличился выбор места предъявления иска к перевозчику: если раньше это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

Изменение № 4: сократился период ответственности перевозчика за пассажира

С 27 мая изменился период, во время которого перевозчик несет ответственность за здоровье пассажира и сохранность багажа. Раньше авиакомпания отвечала за это с момента прохождения пассажиром предполетного досмотра, то есть «в чистую зону» аэропорта, и до момента выхода с аэродрома. Теперь же период сокращен: с 27 мая авиакомпания отвечает за пассажира с его момента захода на борт, а также в период посадки и высадки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector