1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности исчисления НДС учреждениями здравоохранения

Раздельный учет НДС. На примере медицинского центра, занимающегося одновременно оказанием медицинских услуг и оптовой торговлей

Даже у опытных бухгалтеров порой возникают проблемы с тонкостями ведения налогового учета в определенных сферах деятельности. Необходимо с высокой профессиональностью точно определить и выбрать правильный метод ведения бухгалтерии. Нам при оказании бухгалтерских услуг часто приходится исправлять ошибки наших новых клиентов, возникшие при выборе неоптимальной системы налогообложения или организационно-правовой формы при регистрации фирмы.

Основные моменты, на которые должен обратить внимание главной бухгалтер при организации раздельного учета:

  • учетная политика;
  • документооборот;
  • настройка бухгалтерской программы;
  • распределение работы по участкам.

Остановимся на конкретном примере: Медицинский центр.

Основная сфера деятельности — медицинские услуги (ставка: без НДС)

Дополнительная сфера деятельности — оптовая торговля медицинскими препаратами (ставка НДС 10%).

Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, подлежащими и не подлежащими обложению НДС, то она должна вести раздельный учет. Эта обязанность закреплена в НК РФ (п. 4 ст. 149 НК РФ). Но, в Налоговом кодексе ничего не сказано, как должны накапливаться и систематизироваться данные из первичных документов. Поэтому необходимо самостоятельно разработать правила ведения учета и закрепить их в приказе об учетной политике.

Как правильно организовать учет в программе 1С Бухгалтерия:8.2 можно посмотреть в видеоролике по теме раздельного учета НДС.

Учет ТМЦ (медицинских препаратов)

Так как основным видом деятельности является оказание медицинских услуг, освобожденных от уплаты НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ), то закрепляем следующее «правило»: входящий НДС учитывается в себестоимости материалов. Затем по мере осуществления облагаемых и необлагаемых операций по реализации, суммы «входящего» НДС перераспределяются в соответствии с законодательством.

Специфика деятельности обязывает организацию вести партионный учет, так как медицинские препараты имеют сроки годности и привязаны к сертификатам. В учетной политике устанавливается метод бухгалтерского учёта ТМЦ — FIFO (First In, First Out), в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

Заведомо даем ответ: большинство российских организаций работают в настоящее время на программе 1С8.2. Поэтому все проводки показаны из расчета настройки данной бухгалтерской программы.

При наличии облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик кроме раздельного учета доходов от реализации должен обеспечить раздельный учет прямых расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям. По таким расходам НДС, предъявленный налогоплательщику, также учитывается раздельно. И только по тем расходам, которые нельзя распределить прямым способом, НДС распределяется расчетным методом. В учетной политике данной организации принимаем правило:

  • на балансовом счете 20 учитываются все прямые расходы, относящиеся к медицинским услугам. Входящий НДС не распределяется, относится только к медицинской деятельности, освобожденной от НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ);
  • на балансовом счете 44 учитываются все расходы, связанные с торговой деятельностью, облагаемой обычными ставками НДС. Входящий НДС возмещается из бюджета в полном объеме;
  • на балансовом счете 26 учитываются все общехозяйственные расходы, которые нельзя распределить прямым методом, относящиеся ко всей деятельности организации. Входящий НДС подлежит распределению исходя из расчета удельного веса выручки.

Следует обратить внимание, что налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Рассчитывая базу для распределения косвенных расходов, выручку от реализации товаров (работ, услуг) следует учитывать за вычетом всех косвенных налогов, в данном примере –за вычетом НДС.

12000

2160

11034,48

1986,20

965,52

173,80

Иногда, на практике, можно услышать мнение бухгалтеров, которые предлагают не вести раздельный учет, просто не возмещать НДС и полностью относить его в затраты. Если преодолено «правило 5 процентов», то пренебрегать раздельным учетом нельзя, так как это приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Данный способ ведения бухгалтерского учета, при условии возмещения НДС, после точного определения в каком виде деятельности участвуют данные затраты и ТМЦ, как правило, не вызывает споров с налоговыми органами. Существует иной способ, когда весь «входящий» НДС по приходованным товарам, материалам и услугам, относится на Дебет балансового счета 19 и возмещается из бюджета в полном объеме Д68.2 К19. Затем по мере осуществления деятельности, освобожденной от НДС, ранее возмещенные суммы НДС восстанавливаются и начисляются к оплате в бюджет. В этом случае бухгалтер должен быть готовым к спорам с налоговиками. Необходимо всю схему движения операции по регистрам описать в учетной политике и заранее научиться отстаивать свою позицию. В то же время, если в суде налогоплательщик не сможет доказать, что раздельный учет ведется, вычет НДС будет признан неправомерным.

Общее пожелания для аккуратного бухгалтера: «подложи соломку и работай спокойно».

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)
Читать еще:  Строка заемного капитала в бухгалтерском балансе

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

— Если налогоплательщиком не организовал раздельный учет, например, комплексной услуги состоящей как из облагаемых так и необлагаемые налогом услуг, такая услуга будет облагаться НДС в полном объеме стоимости. (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2011 N А55-36986/2009)

— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).

— услуги должны соответствовать Перечню видов медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (п.1 ст. 284.1 НК РФ )

— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, одновременно с налоговой декларацией, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения (п.6 ст.284.1 НК РФ):

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
  • о численности работников в штате организации.
  • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

— налогоплательщики резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и уплачивающие налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (п.1 ст. 207, п. 3 ст. 210 и п.1 ст. 224 НК РФ, Определение Конституционного Суда от 03.04.2009 N 480-О-О)

Читать еще:  Перечень 85 документов запрещенных требовать госорганами

— плательщики НДФЛ — получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

— соответствие Перечням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) — если лечение проводилось в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с действующим законодательством РФ (абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг — в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода — суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Особенности налогообложения в учреждениях здравоохранения

Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Особенности налогообложения в учреждениях здравоохранения

Одним из главных государственных регуляторов экономики являются налоги. Совокупность мер и методов по регулированию государственных расходов и налогообложения определяет бюджетно-налоговую политику того или иного государства.

Налоги — это обязательные платежи в бюджеты и фонды внебюджетных организаций, соответствующих уровней, осуществляемые физическими и юридическими лицами в рамках, установленными законодательными актами. Согласно ст. 143 НК РФ все организации являются плательщиками НДС, следовательно, государственные (муниципальные) учреждения при наличии облагаемых данным налогом операций обязаны начислить и перечислить сумму налога в бюджет, в частности, это касается и учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения – это организации, которые подчиняются органам государственной власти, органам местного самоуправления, в области здравоохранения: аптечные, лечебно-профилактические, санитарно-профилактические, научно-исследовательские, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также территориальные органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологического надзор.

Основные расходы — 67% на здравоохранение осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля выделяемого федерального бюджета – 9%, взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения составляют 24%. Все государственные (муниципальные) организации, а также учреждения здравоохранения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. За счет наличия сметы обеспечивается высокоэффективное планирование и строго целевое расходование выделенных из бюджета средств.

Читать еще:  Скачать Форма расчета суммы экологического сбора

Так как учреждения здравоохранения являются плательщиками по налогу на доходы физических лиц, то все медицинские учреждения, в соответствующие службы, подают две формы налоговой отчетности: 2 – НДФЛ и 6 – НДФЛ. Форма 2-НДФЛ составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы в данной организации. Сведения подаются так же на лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, если они получили доход от источников в Российской Федерации. Данные подготавливаются в отдельности на каждого работника, которому выплачивался доход (зарплата) в течение календарного года. Справка для ИФНС предоставляется ежегодно в строго поставленные сроки — до 30 марта, года, следующего за отчетным. С 1 апреля 2016 года для ИФНС предоставляется отчет формы 6 НДФЛ — это новая форма расчета налога, которая сдается в соответствующие службы ежеквартально. Расчет заполняется в целом по всем работникам компании или ИП, где указывается информация о доходах работников, начисленных и удержанных суммах НДФЛ за отчетный период.

С 1 января 2002 года плательщиками налога на прибыль организаций признаются все бюджетные медицинские учреждения, которые осуществляют и не осуществляют коммерческую деятельность. Под доходами налогообложения понимается прибыль, полученная от реализации товаров, работ и услуг, и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В соответствии со статьей 373 НК РФ медицинские учреждения являются плательщиками налога на имущество, которое представлено в пользование.

Для учреждений здравоохранения установлен ряд льгот, ориентированных на поддержание и развитие деятельности в сфере медицины, которые освобождают от налогообложения некоторые услуги, предоставляемые данными учреждениями (НК РФ ст. 149. «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)»):

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» освобождается от налога прибыль психоневрологических и противотуберкулезных, психиатрических, учреждений, полученной вследствие их лечебно-производственной (трудовой) деятельности и направленной на улучшение быта больных, их дополнительное питание, на приобретение дополнительного оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических организаций и прибыль, полученная от производства средств для профилактики и реабилитации инвалидов.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ, такие операции освобождаются от налогообложения при наличии соответствующих лицензий. Перечень работ и услуг, входящих в деятельность, осуществляемую в рамках лицензии, приведен в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Согласно ст. 149 НК в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких операций. Обязательным условием для применения льгот в пользу учреждения здравоохранения является раздельный учет вышеперечисленных операций, что следует положению Налогового кодекса.

Установленная п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I льгота, освобождает от налога прибыль любых предприятий, где происходит реализация произведенной ими медицинской продукции. Существует перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., в рамках которого действует данная льгота.

В соответствии с главой 31 НК РФ государственные медицинские учреждения не признаются плательщиками земельного налога на праве безвозмездного пользования, но если земельный участок передается в аренду, то медицинское учреждение автоматически становится плательщиком земельного налога с той площади, которую они передали в аренду.

Статья 358 НК РФ не предусматривает освобождения медицинских учреждений от транспортного налога, однако, этот налог является региональным и власти того или иного субъекта могут установить свои льготы на транспортные средства, принадлежащие медицинскому учреждению на данной территории.

Перечень бесплатных услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями по медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации №690 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».):

1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными или хроническими заболеваниями, травмами и отравлениями, несчастными случаями, осложнениями беременности и при родах;

2) амбулаторная помощь, проведение мероприятий по профилактике диагностике и лечению заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение.

3) стационарная помощь, в случае:

— острых и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих круглосуточного наблюдения, изоляции и интенсивного лечения;

— плановой госпитализации и круглосуточном наблюдении.

— патологии беременности, родах и абортах;

Еще одним пунктом налогообложения с 2017 года признаны страховые взносы, которые в НК РФ выведены в отдельный платеж, их понятие, также закреплено в статье 8 НК РФ. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи за пенсионное страхование, социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за медицинское страхование, платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения застрахованных лиц и на получение ими страхового обеспечения.

По нормам ст. 427 НК РФ для организаций на УСН, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения предусмотрен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% до 2018 года включительно. Для определения медицинской организацией, желающей применять пониженные тарифы страховых взносов, в доходы от основного вида экономической деятельности включаются доходы от платных услуг, и от оказания услуг по договорам медицинского страхования. Главным администратором доходов бюджета ФФОМС от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года стала Федеральная налоговая служба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector