1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оказание платных медицинских услуг правила предоставления в 2019 — 2020 году

Оказание платных медицинских услуг населению

Правила предоставления платных медицинских услуг 2019 года содержат новые требования к медорганизациям — в частности, они касаются пакета документов, которыми придется обзавестись клиникам. Однако сложность в том, что некоторые формы до сих пор не утвердили.

Что делать медучреждениям, чтобы не нарушать правила?

В статье расскажем о том, какие необходимы документы и какие нюансы следует учесть при их разработке.

Правила предоставления платной медпомощи

Правила оказания платных медицинских услуг 2019 содержатся в постановлении Правительства № 1006 и в ФЗ «Об охране здоровья».

В 2019 году не изменились базовые требования к оказанию медуслуг пациентам на платной основе. Напомним некоторые из них:

  1. Любая клиника вправе оказывать пациентам платные медуслуги только в том объеме, который соответствует содержанию медицинской лицензии и учредительной документации юридического лица.
  2. Организации, которые оказывают медпомощь населению по программе госгарантий, вправе оказывать пациентам платные медуслуги, устанавливая условия их предоставления, отличные от этой программы.
  3. Правила разрешают оказывать медпомощь пациентам без гражданства или с иностранным паспортом, а также на анонимной основе.
  4. Оказание медицинской помощи на возмездной основе позволяет клиникам отступать от требований медицинских стандартов, например, оказывать медуслуги, не включенные в стандарт или сверх него.
  5. Некоторые медуслуги нельзя сделать платными – например, услуги скорой медицинской помощи в бюджетных МО.

Все о платных медуслугах – путеводитель специалисту в Системе Экономика ЛПУ

Скачать документ

Изменения 2019

Правила предоставления платных медицинских услуг населению в 2019 году содержат корректировки, ранее разработанные Минздравом РФ.

Список платных медуслуг сократили. Из перечня убрали слова «в том числе». Ранее это позволяло клиникам добавлять в список те или иные медуслуги на свое усмотрение. Теперь в правилах остались только ранее прописанные в них услуги.

Новые медуслуги в перечне:

  • размещение пациентов в боксах и маломестных палатах при отсутствии эпидемиологических и медицинских показаний;
  • сопровождение пациентов средним или врачебным медперсоналом к месту лечения, диагностики или реабилитации. Исключение: сопровождение в случаях, включенных в госпрограмму.

Раздельный контроль и учет расходования расходных и лекарственных препаратов при оказании платной помощи. На уровне каждого региона должен быть разработан документ, регулирующий порядок контроля.

Оказание платной медпомощи: документы

Кроме того, при предоставлении платных медицинских услуг в 2019 году медорганизация должна позаботиться о разработке ряда документов.

1. Положение о предоставлении платных медуслуг пациентам. Именно этот локальный акт должен быть разработан в организации первым.

Формально наличие такого положения не является обязательным требованием законодателя.

Однако, этот документ необходим для организации работы по оказании платной медпомощи в клинике, в первую очередь, медперсоналу.

Положение должно быть понятным медработникам и пациентам. Оно утверждается распоряжением главного врача. Его разработкой занимаются специалисты ЛПУ.

☆ Как составить Положение об оплате труда за счет доходов от платных услуг. В журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» пошаговый алгоритм по разработке документа.

2. Составление прейскуранта на медуслуги и расчет цен.

Перед составлением прайс-листа на услуги клиники необходимо произвести расчет цен на платные медуслуги. Также допустимо воспользоваться уже утвержденными ценами.

Расчет цен на услуги казенных и бюджетных медучреждений утверждается распоряжением учредителя.

Органы местного самоуправления вправе утверждать порядок определения цен для муниципальных организаций здравоохранения.

Правила предоставления платных медицинских услуг 2019 года не определяют точный алгоритм расчета цен.

Предлагаем построить эту работу по следующему алгоритму:

  1. Составьте перечень, которые планируется оказывать пациентам на платной основе.
  2. Произведите расчет цен для пациентов. Для этого учитываются расчетно-нормативные и расчетные затраты организации, а также расходы на содержание имущества организации. При расчете необходимо проанализировать цены конкурентов на аналогичные услуги, спрос и предложение на рынке медуслуг, а также сравнить фактические затраты на оказание услуг в прошлых периодах.
  3. Приказом руководителя клиники утверждается перечень медуслуг и их стоимость. Учредителю направляется копия приказа и прейскуранта.

Наличие прейскуранта обязательно при оказании медуслуг на платной основе. При составлении прайса рекомендуем пользоваться номенклатурой, последняя версия которой утверждена приказом Минздрава № 804н.

Читать еще:  Какой бизнес считается малым или средним Инвестиционный портал Москвы

При оказании пациентам платных медуслуг клиника обязана соблюдать простую письменную форму договора. Публичная оферта в этой сфере не применяется.

Договор будет считаться заключенным после его подписания всеми сторонами, как следует из требований ч. 2 ст. 434 ГК РФ.

4. Оформление факта оказания медицинских услуг пациенту.

В тексте договора должен быть прописан порядок приемки услуг, описанных в договоре. Второй вариант – оформление отдельного акта об оказании услуг.

При выборе второго варианта в типовой текст договора следует включить условие о составлении и подписании сторонами акта приемки услуг.

Добавьте соответствующие формулировки в обязанности пациента и исполнителя медицинской услуги:

  • пациент обязан рассмотреть и подписать представленный исполнителем акт в сроки, определенные сторонами договора. При отсутствии замечаний акт подписывается пациентом и передается исполнителю. Если у пациента есть претензии к качеству оказанных услуг он должен письменно их перечислить в акте;
  • исполнитель медуслуги обязан предоставить пациента письменный отчет или акт для ознакомления с ним.

Акт или отчет подтверждает, что пациент получил оплаченные медуслуги в полном объеме и не имеет к клинике и медперсоналу никаких претензий.

В заключении текста договора следует указать, что все приложения, акты, отчеты, дополнительные соглашения являются его неотъемлемой частью.

Текст договора должен содержать наименования медуслуг, которые будут оказаны пациенту, а также действующие цены на них. Если пациент запрашивают смету на услуги, клиника должна ее предоставить.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

5. Маркетинговая политика при оказании медуслуг.

Правила оказания платных медицинских услуг 2019 не содержат требования о составлении такого документа, но на практике контролирующие органы часто его запрашивают.

Разработайте текст документа, пропишите в нем порядок установления скидок и акций на медуслуги.

При самостоятельной разработке маркетинговой политики клиника может учесть в ней все особенности своей работы.

Маркетинговая политика утверждаются приказом главврача.

6. Положение о распределении прибыли от медуслуг.

В этом локальном акте необходимо определить:

  • какие средства могут быть отнесены к доходам от платных медуслуг;
  • каким образом эти средства будут распределяться между подразделениями организации;
  • по каким статьям расходов следует учитывать эти средства;
  • в каких случаях доходы от медуслуг нельзя направлять на оплату труда и т.д.

Положение может быть самостоятельным документом или являться разделом положения об оплате труда медорганизации.

Минздрав планирует четче определить случаи платежей за лечение в ОМС

Минздрав уточнит критерии для оказания платного лечения государственными клиниками и больницами. Сейчас, признает ведомство, в нормативных документах отсутствует четкое разграничение, что может приводить к замещению бесплатных услуг платными. Эксперты указывают на давность существования этой проблемы — пациенты жалуются на принуждения к платежам как в общественные организации, так и страховщикам обязательного медицинского страхования (ОМС).

Минздрав планирует переформулировать условия оказания платного лечения в рамках системы обязательного медицинского страхования. Ведомство опубликовало уведомление о своей работе над проектом «О внесении изменений в Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» на портале regulation.gov.ru. Как следует из пояснений ведомства, провести эту работу вице-премьер Татьяна Голикова поручила в декабре 2018 года, ожидается, что поправки вступят в силу с января 2020 года.

Сейчас порядок оказания платных услуг в ОМС определяет постановление правительства №1006 от 4 октября 2012 года. Однако, как отмечает Минздрав в пояснительной записке, документ не позволяет четко разграничить, какие услуги должны оказываться гражданам бесплатно, а какие могут быть оказаны дополнительно за отдельную плату, не урегулирован им и вопрос о стоимости платных медуслуг. В результате государственные и муниципальные медицинские организации, стремясь увеличить объем своего финансового обеспечения за счет внебюджетных источников, навязывают гражданам платные медуслуги. Кроме того, медработники могут быть одновременно задействованы при оказании платных и бесплатных медицинских услуг, что может сокращать время оказания последних и увеличивать время ожидания пациентами оказания бесплатной помощи. Изменения, которые предложит Минздрав, будут нацелены на решение этих проблем и должны ограничить необоснованный рост расходов граждан на платные медуслуги.

В 2019 году рост доходов от платных услуг госбольниц может замедлиться

Минздрав впервые признает существование такой проблемы — с момента начала действия постановления ведомство регулярно рапортовало о снижении доли платных услуг,— хотя о замещении услуг ОМС платными регулярно сообщали различные пациентские организации. Так, по словам председателя координационного совета «Движение против рака» Николая Дронова, к ним регулярно обращаются пациенты, которых вынуждают платить, чтобы ускорить ход той или иной медицинской процедуры. «Чаще всего такие ситуации случаются в сегменте первичной диагностики»,— отмечает он. «Жалобы на случаи навязывания платных услуг в ущерб лечению по ОМС ежегодно входят в пятерку наиболее частых обращений в страховые организации»,— подтверждает Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков. На рост доли платных услуг в структуре доходов государственных клиник указывают и данные аналитического центра Vademecum — по их оценкам, в 2017 году только крупнейшие региональные многопрофильные больницы заработали на платных услугах 16,3 млрд руб.— это на 13% больше, чем в 2016 году, и сопоставимо с доходом частных клиник от ОМС (по итогам 2017 года — 117,4 млрд руб., из которых на ОМС приходится не менее 10%).

Читать еще:  Справедливая стоимость МСФО

Как медицина становится дорогой и цифровой

«Сложившая практика оказания платных услуг в ОМС давно требует внимания Минздрава, однако, чтобы эффективно отделить их от бесплатных на практике, у ведомства нет инструментов»,— отмечает источник “Ъ” в региональном минздраве. При этом на государственные больницы будет расти давление и с другой стороны — по данным Счетной палаты, рост расходов на зарплаты медиков для исполнения «майских указов» привел к существенному увеличению задолженности медучреждений в 2017–2018 годах, что может подтолкнуть больницы к развитию сегмента платных услуг. Если правительство учтет это, новые критерии оказания платных услуг могут быть использованы, наоборот, для частичного ограничения объемов бесплатной медпомощи — например, за счет введения лимитов на посещение врача или вызов его на дом. Подобные идеи давно обсуждаются в медсообществе, а ряд регионов участвует в пилотных проектах, реализующих такой подход на практике.

Новые правила оказания платных медицинских услуг

На официальном сайте regulation.gov.ru проходит публичные обсуждения важный для медицинского сообщества документ — проект Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг. По мнению чиновников Минздрава, на сегодняшний момент некоторые медорганизации навязывают пациентам платные услуги, заменяя ими положенную бесплатную помощь. При этом, действующая нормативная правовая база не позволяет четко разграничить, какие услуги нужно оказывать бесплатно, а какие на возмездной основе. Под вопросом и размер стоимости медицинских услуг, которую государственные учреждения оказывают на платной основе.

Основные положения законопроекта

Изменения в правила, которые предлагают внести чиновники Минздрава, позволят:

  • четко разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) и платных медицинских услуг
  • предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными
  • ограничить необоснованный рост расходов граждан на платные медицинские услуги.

Новый документ дает четкие рекомендации руководителям и учредителям муниципальных и государственных ЛПУ:

  • При определении тарифов на платные медицинские услуги предусматривать рентабельность затрат не более 20 процентов.
  • В перечень платных медуслуг отнести медицинское сопровождение пациента врачом или медсестрой при транспортировке к месту лечения, обследования, реабилитации и обратно. Но это не касается тех случаев, когда услуга оказывается, в рамках территориальной программы ОМС.
  • Разрешить размещать пациентов в маломестных палатах при отсутствии показаний, установленных Минздравом России.
  • Запретить оказывать любые платные медуслуги при оказании скорой медпомощи в экстренной и неотложной формах.

Как разграничить платные и бесплатные услуги

В настоящее время в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения платные медицинские услуги оказывают, используя как правило инфраструктуру и материально-техническую базу, приобретенную за бюджетные средства. При этом, она предназначена для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными и увеличению времени ожидания пациентами оказания бесплатной медицинской помощи.

Читать еще:  Заработок на кликах в интернете 17 сайтов для новичка

Часто медицинские работники одновременно задействованы при оказании платных и бесплатных приемов, в результате чего пациенты дольше ждут оказания бесплатной медицинской помощи.

Цель поправок в новых Правилах — разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг и предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными.

Раздельный учет использования препаратов и расходников

Проблема платных и бесплатных услуг актуальна особенно для учреждений III уровня в субъектах РФ, а также для Федеральных специализированных медицинских учреждений, подведомственных различным министерствам и ведомствам РФ. В них практически все обследования и часть вмешательств проводят на платной основе ссылаясь на отсутствие объемов по территориальной программе или же за счет квот. При этом большая часть оборудования приобреталась и приобретается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Так же основная заработная плата платиться за счет средств ОМС.

Для решения указанных проблем необходимо медицинским организациям вести раздельный учет и контроль использования лекарственных препаратов и расходных материалов при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг.

Бесплатная медицинская помощь сверх установленных объемов и платные услуги

В процессе обсуждения поправок медицинское сообщество указывает на необходимость разработать четкие критерии оказания платной медицинской помощи, особенно сверх установленных объемов в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи.

Ежегодное снижение объемов медицинской помощи в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаемое постановлением Правительства РФ приводит к различного рода злоупотреблением со стороны лечебных учреждений.

Тем не менее, проект нормативного правового акта не предусматривает установления критериев оказания платной медицинской помощи в части оказания медицинской помощи сверх установленных объемов в рамках территориальных программ. Это связано с тем, что в течение года объемы медицинской помощи для медорганизаций могут корректироваться с учетом потребности населения и фактически выполненных объемов медицинской помощи.

Мнение медицинского сообщества

В Бюллетене Счетной палаты №2 2019 г. опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».

В документе говорится о том, что отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций по следующим регионам:

  • Москва,
  • Ульяновская область,
  • Ленинградская область,
  • Кировская область,
  • Удмуртская Республика,
  • Костромская область,
  • Республика Марий Эл.

Основные причины кредиторской задолженности:

  • недофинансирование Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
  • низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи;
  • невыполнение объемов медицинской помощи;
  • применение штрафных санкций страховыми медицинскими организациями по результатам экспертизы качества медицинской помощи;
  • увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • несоблюдение структуры расходования средств медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе в части превышения расходов на заработную плату;
  • рост цен на медикаменты и расходные материалы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоресурсы.

Если устранить вышеназванные причины, то вносить изменения в Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не придется.

В ходе обсуждения поправок специалисты высказали разные мнения о том, есть вообще необходимость в принятии поправок и изменений в положения вышеуказанного Постановления.

Были предложены другие способы решения проблемы:

  • убрать платные услуги из государственных и муниципальных медучреждений, так как они не решают финансовые проблемы медучреждений, а просто поддерживают в некотором плане материальное положение медработников;
  • увеличить бюджетное финансирование здравоохранения;
  • пересмотреть новую систему оплаты труда;
  • разобраться с финансами в здравоохранении, а именно сколько денег пришло, сколько ушло и куда ушло.

На этапе разработки поправок было представлено 19 предложений, из которых учли только 4, а 7 частично приняли к рассмотрению.

Руководителей медицинских учреждений и врачей приглашаем пройти семинар по системе НМО «Юридические аспекты медицинской и врачебной практики».

Больше полезных материалов:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector