0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательный аудит критерии 2020 года

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Читать еще:  Массовая регистрация юридических лиц ФНС

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. Их недавно подкорректировали, но для отчетности за 2018 год действуют прежние нормы:

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

С отчетности за 2019 год описанный в предыдущем разделе порядок частично меняется. По каким правилам предстоит сдавать отчетность за 2019 год и последующие периоды, смотрите на рисунке:

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Появилась новая версия поправок по переустройству аудиторской сферы

Разделяются понятия просто ОЗО и ОЗО на финансовом рынке. Вторых смогут аудировать фирмы из реестра ЦБ. К аудиторам «просто ОЗО» требования мягче, чем для финрынка. «Староаттестатники» будут отлучены от аудита всех ОЗО, а ИА — от обязательного аудита. Для обязательного аудита по критериям осталось ступенчатое повышение этих критериев. СРО будет одна.

Межрегиональный профсоюз аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников разослал новую версию проекта поправок в закон об аудиторской деятельности в связи с введением ЦБ в систему надзора за отраслью аудита. В думской базе этой версии пока нет.

Напомним, летом прошлого года появился первый вариант законопроекта № 273179-7 ко второму чтению. Было предусмотрено ступенчатое повышение критериев для обязательного аудита, руководители аудита ОЗО – только с новыми аттестатами, а для попадания в реестр ЦБ – 7 аудиторов в штате. Полномочия ЦБ дополнялись регулированием, контролем и надзором в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Планировалось, что для лиц, оказывающи такие профуслуги, совет директоров ЦБ должен утверждать стандарты бухучета, план счетов. Затем рассмотрение законопроекта застопорилось.

Последнее из новой версии убрано – ЦБ не будет вмешиваться в бухучет аудиторских организаций. В целом регулирование профуслуг остается. Также остался прежний поход к независимости в случае аудита ЦБ и его «дочек». К лицам, оказывающим профуслуги на финрынке, будут относиться аудиторские организации из реестра ЦБ, а не все аудиторы, как планировалось ранее. Еще одно изменение – ЦБ не будет проверять аудиторскую СРО.

Теперь «староаттестатники» будут отлучены не только от руководства аудита ОЗО, но и вообще от аудита ОЗО как такового.

Читать еще:  Новогодний бизнес 25 идей как заработать на новогодних праздниках

Весь список случаев обязательного аудита остался тем же, который присутствовал в предыдущей версии (еще раз ссылка). В частности, напомним, по критериям: это выручка до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, потом – более 800 млн (сейчас – 400 млн); сумма активов бухгалтерского баланса до того же «часа икс» более 200 млн рублей, после – более 400 млн (сейчас – 60 млн). Для фондов вводится ограничение по поступлениям, но есть отличие от другого законопроекта в вопросе, каких именно фондов это касается.

Как ранее уже отмечалось, несмотря на то, что из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов – АО, кредитные и страховые организации, обязательный аудит останется в случаях, установленных федзаконами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Как и в прошлой версии проекта, обязательный аудит смогут проводить только фирмы. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и минфиновский перечень случаев обязательного аудита также допускает кое-где участие индивидуальных аудиторов. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Также, как раньше, вводится перечень ОЗО. При этом разделяются понятия просто ОЗО и ОЗО на финансовом рынке. Оговаривается, что ОЗО на финрынке могут аудировать лишь фирмы из реестра ЦБ (ранее это относились ко всем ОЗО).

Вводятся отдельные критерии попадания фирм в названный реестр ЦБ и в другой реестр – аудирующих остальные ОЗО. Для второго достаточно будет трех аудиторов в штате (до 2023 года), с 2023 года – пять. Для реестра ЦБ, соответственно, 7 и 12. Не менее трех должны будут иметь новый аттестат (это требование присутствует для обоих реестров). Другие критерии для попадания во второй реестр – те же, что уже озвучивались. Для реестра ЦБ вводятся еще некоторые дополнительные требования.

СРО будет одна. Ее отчетность будет подлежать обязательному аудиту, который сможет проводить фирма, работающая с ОЗО. Действующие СРО должны будут подать новую заявку на присвоение статуса СРО, и одной из них будет отказано. Статус дадут той СРО, члены которой согласно статданным охватили более половины рынка аудиторских услуг в 2017 году. Компенсационный фонд СРО-«отказника» будет «ответственно» храниться у нотариуса до тех пор, пока заветный статус не получит вторая СРО. Затем ей будет передан фонд и не менее 30% членских взносов, которые засчитают членам «новой» СРО в счет взносов за 2019 год. У членов экс-СРО будет 180 дней для ведения деятельности, пока не вступят в другую СРО.

В целом закон планируют ввести в действие быстро – через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений. Новые нормы по обязательному аудиту начнут действовать с аудита отчетности за 2019 год, по ОЗО – с аудита за 2020 год.

Big Data ФНС — новые правила сдачи отчетности за 2019 год, рост штрафов в 100 раз

В то время как ФНС наращивает сбор данных (Big Data), бизнес продолжает жить по старинке и зачастую не понимает, какие последствия могут произойти из-за некорректно предоставленных данных отчетности за 2019 год. Что ожидать от новых правил сдачи отчетности в 2020 году? Кто попадет в зону риска? Налоговый контроль 2020? Почему самое время срочно подбить итоги до сдачи годовой отчётности? Как бизнесу подготовиться к 2020 году?

Что ожидать в 2020 году — Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ

Не будем копировать закон и поправки к нему. Сразу перейдем к тому, что важно понимать и применять:

1. Раньше бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением сдавались в Росстат. Бухотчетность 2020 года будет размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС. Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Все данные анализируются в Автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»), которая по сути является единой базой данной (Big Data) и упрощает контроль над налогоплательщиками в разы.

Читать еще:  Как правильно хранить и консервировать монеты

Что это значит для бизнеса? Следуя риск-ориентированному подходу, система автоматически выделяет те компании, где есть риски и отклонения по 12 критериям ФНС. При необходимости дополнительного анализа, может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка.

2. Сравнивать будут не только сопоставимость данных бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, но и проведут проверку на соответствие показателей по зарплатным налогам. Это значит, что если вы отчисляете налогов меньше, чем другие компании вашей сферы, то будут вопросы от налоговой инспекции.

В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют Вас по волнующим и спорным вопросам, помогут укрепить и защитить Вашу профессиональную репутацию.

3. Big Data по налогам в ФНС — общая база данных (о расчетах по счетам в банках, информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и органов ЗАГС, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и транспортные средства, а также об участии в судебных разбирательствах) и ее автоматический анализ, позволяют буквально просвечивать бизнес под рентгеном. Собственники, руководители и бухгалтеры должны понимать, что деятельность компании вне зависимости от размеров абсолютно прозрачна. Настало время предупреждать возникновение отклонений и рисков. В этом помогает заблаговременный (до сдачи отчетности) качественный внутренний или внешний аудит.

4. Аудиторское заключение к отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту, в 2020 году будет сдаваться в налоговую. Штрафы за непредоставление могут вырасти в 100 раз: 500 000-700 000 руб. — для юридических лиц и 100 000-200 000 руб. для должностных лиц. Чтобы понимать масштаб планируемых изменений, пока штрафы составляют (ст. 19.7 КоАП): для должностных лиц — 300-500 руб., для юридических лиц — 3000 — 5000 руб.

Судебная практика по доначислениям, штрафам, а также субсидиарная (персональная) ответственность должностных лиц в подавляющем большинстве случаев складывается в пользу бюджета. Оспаривать решения по итогам выездных налоговых проверок становится крайне сложно. А если учитывать, что в законодательстве много неурегулированных вопросов также не в пользу налогоплательщика (продление сроков проверок, отсутствие регламентов допросов, осмотров и т.п.), то не стоит доводить дело до суда.

Действовать нужно сейчас

Многие предприниматели и бухгалтеры оценивают огромные финансовые риски, которые вот-вот станут для них реальностью. График аудиторов в феврале и марте 2020 года со сдачей электронной отчетности уже расписан буквально по минутам. Еще остается возможность «подстелить соломку» и забронировать экспертов на декабрь 2019 года и январь 2020 года.

Мы рекомендуем проводить аудит в несколько этапов, начиная с проверки в декабре 2019 или январе 2020 года — в спокойном режиме наведите порядок в отчетности и устраните риски еще до сдачи годовой отчетности.

Также своевременный выбор аудиторов поможет избежать дополнительных вопросов налоговой: ведь в отчетности за 2019 год требуется раскрывать наименование, ИНН, ОГРН выбранной аудиторской компании. Если на момент сдачи отчетности (до 31 марта 2020 г.) этой информации еще не будет, то придется в впоследствии ее уточнять, что сопряжено с некоторыми неудобствами.

Промежуточный этап аудита (выход аудиторов в декабре-январе), когда годовая отчетность формируется, но еще не сдана, позволяет:

не допустить или своевременно устранить ошибки и недочеты, ведущие к искажениям отчетности;

правильно отразить все операции в учете, избежав оговорок в аудиторском заключении;

выявить возможные налоговые риски и резервы компании;

получить консультации аудиторов, налоговых консультантов и юристов по волнующим и спорным вопросам.

Помощь специалистов накануне сдачи годовой отчетности, а равно, как и возможность иметь и представить достоверную, соответствующую законодательству отчетность, дает собственникам бизнеса преимущества:

  1. уверенность в том, что их активы и обязательства соответствуют заявленным в отчетности показателям;
  2. правильное представление о финансовом состоянии компании, ее доходах и прибыли;
  3. привлечь заемные средства или получить кредиты под более выгодные проценты;
  4. получить уверенность в состоятельности и соответствии ресурсов компании в отчетности — важно для участия в тендерах;
  5. верно рассчитать и получить доход в виде дивидендов;
  6. своевременно принять важные стратегические решения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector