12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Независимая оценка квалификации педагогического работника

Отличия аттестации от оценки квалификации

Аттестация персонала

Распространено мнение, что аттестация используется администрацией предприятий исключительно для сведения счетов с неугодными работниками. Такое мнение имеет место как из-за отсутствия четких определений самой аттестации, так и по причине того, что ТК РФ содержит в себе зловещие положения, что работодатель имеет право уволить работника в случае его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Еще про аттестацию сказано, что порядок ее проведения устанавливается либо специальным законом либо работодателем в своем ЛНА. Если работника по итогам этого мероприятия будут увольнять, то в составе комиссии должен быть представитель от профсоюза. Но много ли вы видели профсоюзов в малом бизнесе?

Для большинства работников вопросы аттестации регулирует работодатель. Но для этого надо хорошо понимать, зачем это мероприятие проводится. Наиболее лаконично и просто цель аттестации сформулирована в Положении, утвержденном Указом Президента от 01.02.2005 № 110 (аттестация госов). Она проводится для определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности на основе оценки его деятельности.

Бизнес может не ограничивать себя одной целью. Можно придумать, что аттестация проводится с целью:

  • установления классов и разрядов;
  • решения вопросов о повышении заработной платы;
  • дальнейшего продвижения по службе и т. д.

В конце концов, аттестацию можно использовать для выяснения, у кого больше преимущественных прав при оставлении на работе при проведении организационно-штатных мероприятий.

Для отдельных специалистов, например спасателей, существуют свои нормативные акты (см. Постановление Правительства от 22.12.2011 № 1091), которые регулируют эти вопросы. Но поскольку мы все же коснулись этих специалистов, то отметим, что если он не проходит аттестацию, то дальше работать не имеет права, в отличие от простых работников.

Что нужно, чтобы провести аттестацию

Чтобы провести это мероприятие, нужен локальный нормативный акт и постоянно действующая комиссия. Актом является Положение об аттестации и включает в себя весь порядок проведения мероприятий, от подготовительных до заключительных, в том числе:

  • кто может быть аттестован, а кто нет;
  • кто и какие документы готовит;
  • в какие сроки и какие этапы предшествуют аттестации;
  • как принимается решение;
  • какие документы подготавливаются по итогам этого мероприятия.

Сейчас мы остановимся только на итогах. По итогам комиссия принимает решение, что человек либо соответствует своей должности, либо нет (ну или еще что, в зависимости от целей, которые написаны в положении). Если человек соответствует, то все «Ок». Если нет, то возможны варианты от увольнения до направления на учебу.

Оценка квалификации

Когда независимый центр проводит оценку квалификации, работник получает свидетельство в случае положительных итогов сдачи экзамена. Правила проведения экзамена регулируются Постановлением Правительства от 16.11.2016 № 1204. Но данное свидетельство не является документом об образовании или квалификации, поэтому если к вам придет человек со свидетельством, но без диплома, то принять на работу вы его не сможете, если должность предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков.

Если человек не сдаст экзамен на квалификацию, то он получит заключение с рекомендациями, что прошел экзамен, но квалификации не соответствует. Стоимость такого заключения составляет порядка 20 000 рублей.

НОК — дело добровольное, да к тому же еще и платное, фиксированной цены нет, зависит от должности и профиля специалиста. В Санкт-Петербурге цена начинается от 3000 рублей за одного специалиста.

Что делать, если работник не соответствует

Если не соответствует требованиям ЕТКС

Если имеющийся работник не соответствует по уровню образования, но выполняемая им работа всех устраивает, то этот вопрос решаемый. В Приказе Минздравсоцразвития от 25.10.2010 № 921н написано, что если лица не имеют специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе с требованиями к квалификации соответствующего справочника, но обладают достаточным практическим опытом и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии они назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Это можно сделать и при приеме на работу (но только в том случае, если к выполняемой работе не установлены требования на уровне закона, например, как это сделано к специалистам по охране труда, а вот сторожа, слесаря, повара так принять можно).

Если не соответствует профессиональному стандарту

Тут проще. Если по закону к квалификации работника установлены требования (полиция, медики, педагоги и т. д.), то обойти профстандарт не получится. Прием на работу будет закрыт по формальному признаку.

Что делать, если человек уже работает? Если к должности установлены законодательные требования по образованию, знаниям, умениям или навыкам (очень грубо — у человека должен быть диплом), то с таким человеком придется расстаться по основаниям, которые предусмотрены статьей 84 ТК РФ. В трудовой запись будет со ссылкой на пункт 11 части 1 статьи 77 ТК РФ. И здесь тоже без вариантов.

Если жестких требований не установлено, например для бухгалтеров (кроме главбухов, да и то только для тех, кто работает в определенных местах (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)), то и применение стандартов не обязательно. Если человеку не хватает опыта, можно принять его на работу, поставить ему испытание три месяца, а по итогам провести аттестацию.

И очень важно помнить, что уволить по итогам аттестации можно только человека, который не выполняет должным образом свои служебные обязанности по причине недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации.

Независимая оценка квалификации педагогического работника

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Независимая оценка квалификации педагогического работника

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон). Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Читать еще:  КБК пени ЕНВД2020 для ИП

С 2017 г. работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам. Оценка квалификации является добровольной, поэтому ни для работника, ни для работодателя результаты такой оценки никаких обязательных последствий не влекут. Сразу же отметим, что введение в действие профессиональных стандартов для педагогических работников временно отложено!

В чём суть независимой оценки квалификации?

В соответствии со ст. 195.3 Трудового Кодекса РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профессиональный стандарт «Педагог».

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (ч.3, ст. 2 Закона).

Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.

Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Ещё раз обратим внимание, что для педагогических работников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать стандарту.

Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:

  • работнику — реализовать своё право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
  • работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности. Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио. Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.

Гарантии работникам при прохождении независимой оценки квалификации

При прохождении независимой оценки квалификации с отрывом от работы работодатель обязан:

  • сохранять за сотрудником место работы (должность);
  • выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;
  • в размере, предусмотренном для служебных командировок: выплатить суточные, оплатить стоимость проезда, оплатить стоимость проживания.

Порядок и условия направления работников на независимую оценку квалификации нужно прописать в коллективном или трудовом договоре.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с центром оценки квалификаций (ЦОК). После чего работник подает лично (через представителя) или направляет в форме электронного документа в ЦОК:

  • письменное заявление по утвержденному образцу;
  • копию паспорта;
  • иные документы, если они необходимы для прохождения экзамена по соответствующей квалификации.

Кто и где проводит независимую оценку квалификации?

Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена осуществляют Центры оценки квалификаций. Согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам, утвержденных приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Читать еще:  Код Вида Доходов В 3 Ндфл 2019 - 2020 Юридические Советы

В соответствии с Законом № 238-ФЗ и приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых Центром при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Совет организует разработку оценочных средств.

Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена.

В целях информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в котором будут содержаться сведения о советах, Центрах, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах.

Сведения, содержащиеся в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, являются открытыми для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные.

Информация о Центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».

Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Если мы посмотрим на этом сайте информацию по сфере «Образование», то на сегодняшний день мы не найдём ни одного центра независимой оценки квалификации для педагогических работников (логично, т. к. профессиональный стандарт пока ещё не введён в действие).

В завершении отметим, что по мнению Роструда оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда. В случае неудовлетворительного прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Ответы на часто задаваемые вопросы по вопросу независимой оценки квалификации можно найти в информационном письме Роструда от 21 апреля 2017 года.

Учителя будут подтверждать свою квалификацию в независимых центрах оценки

С 1 января 2017 г. в силу вступает закон «О независимой оценке квалификации», согласно которому работники будут подтверждать квалификацию в специальных независимых центрах. Об этом сообщают «Ведомости».

Работники могут обратиться в центры оценки сами либо их направит туда работодатель. Экзамен будет платным – за счет работодателя либо сотрудника. Основой для оценки станут профессиональные стандарты.

Люди каких профессий будут обязаны проходить такую оценку? В первую очередь учителя, воспитатели, водители, летчики, врачи, бухгалтеры.

Некоторые работники надеются на то, что результаты независимой оценки помогут им убедить руководство повысить им зарплату или дадут возможность подняться по карьерной лестнице. Работодатели же считают, что подобная оценка поможет им избавляться от нежелательных сотрудников.

Читайте также

Педсовет

Количество подписчиков: 148

Комментарии (19)

А мыло и веревку свои приносить, или там выдадут?

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 13 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

И табуретку тоже.

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Пенсионер

Регион проживания: Москва, Россия

Допрыгались. Когда я говорил о стандарте образования — изобразили бурную деятельность, и плоды ее назвали «стандартом учителя». Что там и как измеряется, кого эти стандарты назначат Прокрустом, а кого Гераклом — одному богу ведомо, и то при условии, что он присутствовал при разработках этого эрзаца стандартов. И вот дождались активности административных органов.

Единственным стандартом учителя может быть стандарт образования. Его до сих пор нет. Вместо него введены общие пожелания из красивых слов, и даже не пожелания, а требования наличия определенных учительских качеств. Какая у этихх качеств цель, почему они обеспечат качественное образование — об этом ни слова. Итого налицо подделка: вместо стандарта образования некие благообразные сочинения названы стандартом учителя. Теперь учителя обязаны им соответствовать.

Я бы на месте учителей потребовал от администраторов нововведения «стандарт на стандарт учителя»: каким образом учитель должен соответствовать новым требованиям, в чем состоит тестирование профуровня учителя?

Самый главный вопрос: где доказательство того, что новые стандарты учителя необходимы и достаточны для качественного школьного образования?

Тех немногих усилий, что мне понадобились для беглого ознакомления со стандартами учителя, достаточно для того, чтобы утверждать: эти стандарты тяжеловесны и потому нецелесообразны. Их смысл можно пояснить простой аналогией: вам надо подняться на маленькую горку (стандарт образования), а вместо этого с вас требуют качества альпиниста — покорителя семитысячников (стандарт учителя).

Вопрос: в чем состоит ответственность сочинителей стандарта учителя за свое творчество? Их продукция прошла обсуждение в педагогическом сообществе? Состоялись дискуссии на ТВ-передачах по поводу самых острых расхождений? Лично я готов был бы принять участие в таких «педагогических поединках» в роли болельщика с правом голосования за или против. Но это серьезная работа даже для зрителей. Если серьезными этапами подготовки нововведений пренебрегать, то куда приземлится аэроплан наших фантазий? В наши времена уже при взлете необходимо тщательно продумывать варианты приземления.

Читать еще:  Статусы QIWI кошелька обзор как пройти идентификацию

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Пенсионер

Регион проживания: Москва, Россия

У нас сегодня уволилась учительница английского. Молодая. Вот вам и профессиональные стандарты!

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Воронежская область, Россия

Да я вот теперь тоже думаю, после более чем 20-ти лет преподавания, может послать это все, да уволиться. Не то, чтобы боюсь оценок всяких, просто — противно. 20 лет государство мне доверяло, а теперь, значит, нет, не доверяет? Причем, всякое фуфло, которое сидит в руководящих и направляющих органах — оно ведь так и останется на своих местах.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Сколько чиновников в образовании знают английский язык! Почему их не направляют в школу преподавать?

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Воронежская область, Россия

Здесь написаны два ключевых момента:
1 — «Экзамен будет платным – за счет работодателя либо сотрудника.»

2 — «Работодатели же считают, что подобная оценка поможет им избавляться от нежелательных сотрудников.»

Дальше можно рассуждать о чем угодно.
И еще важно, профсоюзу, как всегда, по-барабану.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Неужели не понятно, что все это делается специально, чтобы развалить систему образования. Против России объявлена информационная война, которая в первую очередь начинается с образования. Надо же додуматься до такого: платный экзамен! А судьи кто? Лет через 10-15 выяснится, что эти самые Стандарты привели к образовательному тупику. Посмотрите, что с медициной? Практически вся платная. У нас в больнице пациент покупает все лекарства, даже физраствор для капельниц! Теперь взялись за развал образования.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Ростовская область, Россия

Когда вам говорили о рынке образовательных услуг — вы молчали.
Когда вам говорили о платном образовании — вы молчали.
Когда вам сказали об обязательности ЭКЗАМЕНОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ — вы начали просыпаться.
Когда вам сказали, что ЭКЗАМЕНЫ БУДУТ ПЛАТНЫМИ — вы начали открывать глаза.
Приоткрыв их, вы ОСУДИЛИ ВСЯКИЕ СТАНДАРТЫ.

Как я понимаю, вы осуждаете также и идею стандарта образования.
А вот это напрасно.

Стандарт образования — это средство сэкономить время и силы учителя, сохраняя качество его работы на высоте.

Поэтому в ответ на угрозу работодателя освободиться от тех, кто не сдаст экзамен по лекалам работодателя, вы должны потребовать текст стандарта образования, как единственный критерий истинности оценки качества работы учителя.

До сих пор представители рыночного подхода выступают за разнообразие обучения. При этом протаскивается главным образом платность образования. Это выгодно им в крупных городах, где достаточно много платежеспособных родителей. Выгодно тем, кто превращает образование в бизнес.

В ответ следует провести объективное сравнение знаний учеников из платных и бесплатных школ. Такого до сих пор не сделано. Поэтому разные инициативы по поводу превращения учителя в тягловую рабочую силу лишены фактических оснований. Без доказательства полезности предложенных «нововведений» их следует считать произволом.

Вполне допустимы добавки к зарплалатам учителей, проявляющих активность в улучшении стандарта образования. Это содержится в моей концепции стандарта образования, как процесса поддержки и совершенствования методик преподавания, причем не только в школах, но и в остальных учебных заведениях.

От меня требуют изложить суть концепции стандарта образования. Для этого необходимо сначала убедиться, что мы говорим на одном и том же языке. Я только что убедился, что этого необходимого условия нет даже здесь, на Педсовете.

Мой критерий взаимопонимания в том, что руководство образованием обязано само пройти тест на адекватность. Я предлагаю убедительный для меня тест: проверить мою способность делать рациональные выводы в сложных системах на примере моих опубликованных научных предсказаний, которые почти 100 лет считались невозможными.

Система образования кажется намного сложнее, чем конкретная физическая стстема. Так оно и есть, если включать все аспекты работы учебных заведений. Но я ограничиваюсь только технологиями процессов обучения в школах и прочих УЗ. Тогда рациональные соображения не просто возможны — они уже есть. Правда, не у всех.

МОН игнорирует мои обращения. Соответственно, мне предлагается принять позу подчиненности воле начальства. Если бы я искал материальной выгоды от своих предложений, позицию МОН можно было бы понять. Но я предлагаю лишь способ общения, основанный на проверке новых идей фактами. Если отказаться от такого подхода, то останется лишь фактор казарменной дисциплины. Лично мне это неприемлемо, тем более, что своими образовательными инициативами я не борюсь за свои личные доходы принципиально.

Здесь могу лишь подтвердить еще раз: стандарт образования, если бы он существовал не в виде расплывчатых пожеланий наличия разных компетенций у разных учителей, а в виде конкретных технологий передачи знаний растущему поколению, есть средство повышения качества работы учителя при одновременном снятии с него лишних нагрузок. Это кардинально иной подход, альтернативный наблюдающейся тенденции повесить над учителем угрозу увольнения при непрохождении новых, никак не обоснованных экзаменов.

В чем решение парадокса? Оно давно предложено: совершенствование образования должно быть делом самих учителей, способных улучшать методики обучения, которые должны вытеснять старые стандарты образования. Разумеется, такие совершенствования должны адекватно стимулироваться материальными поощрениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector