1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нацпроект Цифровая экономика в цифрах и фактах

Свежий выпуск CRN/RE

Лидеры читательского рейтинга

Промопрограммы

Склад

Успех в партнерстве

Фото- и видеорепортажи

Нацпроект «Цифровая экономика» — в цифрах и фактах

На заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, которое прошло 24 декабря 2018 г., были утверждены паспорта целого ряда национальных проектов. В том числе и проекта «Цифровая экономика», по понятным причинам напрямую затрагивающего интересы отечественного ИТ-рынка. Теперь презентация, составленная по итогам представления этих паспортов, доступна на сайте Правительства РФ.

Всего на национальные проекты по дюжине направлений стратегического развития, перечисленные в Указе № 204 Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», будет выделено за всё время их реализации 25,7 трлн руб. Из них на «Цифровую экономику», без учёта альтернативных источников финансирования, — 1 трлн 634,9 млрд руб., т. е. около 15,7%.

На нацпроект «Наука», для сравнения, выделяется на тот же период 636 млрд руб., а на «Производительность труда и поддержку занятости» — 52,1 млрд руб. Основной капитал «Цифровой экономики» складывается из 1099,6 млрд руб. средств федерального бюджета и 535,3 млрд руб. внебюджетного финансирования. В качестве же альтернативных источников дополнительно планируется привлечь 45,5 млрд руб. за счёт предоставления универсальных услуг связи, и ещё 157,3 млрд руб. составят расходы при дополнительном финансировании.

Курировать проект «Цифровая экономика» назначен М. А. Акимов, заместитель Председателя Правительства РФ. Непосредственный руководитель проекта — К. Ю. Носков, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а его администратор — Е. Ю. Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Цели и задачи

Сроки реализации национального проекта «Цифровая экономика» установлены с 1-го октября прошлого года по 31-е декабря 2024-го. Целевых показателей здесь заявлено всего три:

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.,
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств,
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

«Цифровая экономика» как национальный проект складывается из шести федеральных, крупнейшим среди которых по выделенному финансированию (772,4 млрд руб.) стал проект «Информационная инфраструктура». На втором месте по объёму средств располагается федеральный проект «Цифровые технологии» (451,8 млрд руб.), затем «Цифровое государственное управление» (235,7 млрд руб.), «Кадры для цифровой экономики» (143,1 млрд руб.), «Информационная безопасность» (30,2 млрд руб.) и «Нормативное регулирование цифровой среды» (1,7 млрд руб.).

Если в 2017 г. внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счёт всех источников составляли лишь 1,7% ВВП, то по итогам нынешнего года они должны достигнуть 2,2%, а в 2024 г. выйти на уровень 5,1% ВВП. В текущем году предполагается обучить 30 тыс. специалистов по компетенции цифровой экономики и 5 тыс. — по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов, тогда как в 2024-м таких специалистов должно быть обучено 270 тыс. и 1 млн. человек соответственно (нарастающим итогом).

До конца 2021-го, то есть уже на ближайшие три года, «Цифровая экономика» ставит следующие цели: привлечь в проекты по разработке и коммерциализации продуктов и сервисов на базе «сквозных» цифровых технологий не менее 120 млрд руб., а для 1350 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области «сквозных» цифровых технологий — получить грантовую поддержку.

К концу 2023 г., амбициозно указывает паспорт проекта, 100% государственных вузов внедрят элементы модели «Цифровой университет». К исходу же 2024-го, как планируется, 120 тыс. человек начнут обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий, а 10 млн человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности.

Совместно с ИТ-компаниями — и это особенно важно для рынка — государство планирует в 2020 г. открыть 5 центров ускоренной подготовки специалистов, год спустя — уже 15, по итогам 2023 г. — 150. Предусмотрена грантовая поддержка сотен наиболее выдающихся образовательных организаций и десятков тысяч учащихся по специальностям, имеющим отношение к цифровой экономике; прежде всего — «Математика», «Информатика» и «Технология».

Всё своими силами

Образовательные программы по цифровым технологиям — одно из тех направлений, которым в рамках нацпроекта государство намерено уделить особое внимание. Нет сомнения, что многих игроков отечественного ИТ-рынка заинтересуют планы развернуть к 2024 г. 76 цифровых учебно-методических комплексов (включая учебные симуляторы, тренажёры, виртуальные лаборатории) для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология», а также провести к этому времени 133 специализированные смены соответствующей тематики в детских оздоровительных лагерях.

Долю домохозяйств, располагающих широкополосным доступом в Интернет, нацпрограмма «Цифровая экономика» предполагает увеличить с 72,6% в 2017 г. до 97,0% в 2024-м. В следующем году в России должна войти в коммерческую эксплуатацию как минимум одна сеть сотовой связи 5G, а ещё через год, в 2021-м, таких сетей в городах с населением более 1 млн человек должно оказаться не менее 10. В 2024 г. все 100% социально значимых объектов инфраструктуры, включая, например, фельдшерско-акушерские пункты и военные комиссариаты, обязаны будут иметь возможность получить широкополосный доступ в сеть Интернет.

Читать еще:  Чем отличается фискальный чек от нефискального

ИТ-компаниям, которые имеют отношение к строительству и эксплуатации центров обработки данных, небезынтересна будет такая цель проекта «Цифровая экономика», как построение опорных ЦОДов в федеральных округах: их должно быть 3 в 2019г., 5 в 2021-м, 8 — в 2024-м. По состоянию на 2017 г. на долю России приходилось не более 0,9% общемирового объёма оказания услуг по хранению и обработке данных. Национальная программа указывает, что уже в 2021 г. эта доля вырастет до 2,0%, а к исходу 2024 г. — до 5,0%.

Информационная безопасность — один из наиболее очевидных приоритетов, о какой бы области цифровой экономики ни шла речь. В результате компьютерных атак государственные информационные системы (ГИС) вынужденно простаивают — и чем более вся экономическая инфраструктура зависит от «цифры», тем менее допустимы подобные простои. Национальная программа «Цифровая экономика» предусматривает, что в текущем году средняя продолжительность спровоцированных компьютерными атаками простоев в пересчёте на одну ГИС не должна превышать 48 ч, в 2021 г. — уже только 18 ч, и в 2024 г. — и вовсе 1 ч на протяжении всего года. Необходимость поставки и сопровождения аппаратно-программных средств, которые гарантировали бы многочисленным и обширным ГИС соответствующий аптайм, обещает сегменту ЦОД российского ИТ-рынка ощутимое оживление.

Цифровой суверенитет сколько-нибудь крупного современного государства немыслим в отсутствие полного спектра программных средств локальной разработки, от операционных систем до СУБД, инженерного и конструкторского ПО. Одной только локализацией предлагаемых глобальными брендами программных продуктов тут, увы, не обойтись: наряду с собственной облачной инфраструктурой отечественное ПО становится жизненно важным элементом подлинно устойчивой цифровой экономики.

Не случайно поэтому в рамках нацпрограммы к концу 2024 г. стоимостная (даже не количественная!) доля закупаемого и/или арендуемого госорганами отечественного ПО должна превосходить 90%, а та же самая доля для госкорпораций и компаний с государственным участием — превышать 70%. Ещё до конца 2020 г. паспорт «Цифровой экономики» предусматривает определение 18 лидирующих исследовательских центров по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий.

Национальная программа в представленном Правительством виде включает весьма детальный календарь событий, по которому на протяжении всего срока её исполнения несложно будет проследить за исполнением заявленных количественных и качественных показателей. Вот, для примера, как выглядит такой календарь на текущий, 2019 г.:

  • Будет законодательно закреплен правовой статус российского сегмента сети Интернет, его инфраструктуры, порядок ее функционирования.
  • Будет обеспечено нормативное регулирование развития цифровой экономики в части удаленной биометрической идентификации и облачной подписи, легализации смарт-контрактов, защиты прав потребителей для бизнес-ангелов, подходов к управлению общедоступными данными и государственными реестрами.
  • Будет создана информационная система мониторинга и управления сетями связи общего пользования.
  • Будет принят федеральный закон, регулирующий вопросы создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики («регуляторных песочниц»).
  • Будет утверждена Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации.
  • Будет разработан комплекс мер экономической поддержки компаний, продукция которых имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
  • Будет разработана Генеральная схема развития сетей связи и инфраструктуры городов.
  • Будут созданы национальный стандарт классификации ЦОД и система сертификации, определены требования, предъявляемые к уровню качества предоставляемых сервисов (SLA) и к инфраструктуре ЦОД, используемых для государственных информационных систем и информационных ресурсов ОГВ, государственных внебюджетных фондов и местного самоуправления.

Итак, цели определены, задачи поставлены, ответственные назначены.

Национальный проект «Цифровая экономика»

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 1 794 658 000 руб.

Год начала: 2019

Год окончания: 2024

Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года

Цели проекта

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Задачи проекта

  1. Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
  2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
  3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
  4. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
  5. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
  6. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
  7. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  8. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики
Читать еще:  Как и где получить выписку из ЕГРЮЛ

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: М.А.Акимов , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: К.Ю.Носков , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: Е.Ю.Кисляков , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

  • 2018 год — 1,9
  • 2019 год — 2,2
  • 2020 год — 2,5
  • 2021 год — 3,0
  • 2022 год — 3,6
  • 2023 год — 4,3
  • 2024 год — 5,1

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 75
  • 2019 год — 79
  • 2020 год — 84
  • 2021 год — 89
  • 2022 год — 92
  • 2023 год — 95
  • 2024 год — 97

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 34,1
  • 2019 год — 45,2
  • 2020 год — 56,3
  • 2021 год — 67,5
  • 2022 год — 83,7
  • 2023 год — 91,9
  • 2024 год — 100

Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

  • 2018 год — 2
  • 2019 год — 3
  • 2020 год — 4
  • 2021 год — 5
  • 2022 год — 6
  • 2023 год — 7
  • 2024 год — 8

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

  • 2020 год — 1,5
  • 2021 год — 2
  • 2022 год — 3
  • 2023 год — 4
  • 2024 год — 5

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год — >50
  • 2019 год — >60
  • 2020 год — >70
  • 2021 год — >75
  • 2022 год — >80
  • 2023 год — >85
  • 2024 год — >90

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год — >40
  • 2019 год — >45
  • 2020 год — >50
  • 2021 год — >55
  • 2022 год — >60
  • 2023 год — >65

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

  • федеральный проект «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровые технологии» — 451,8 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровое государственное управление» — 235,7 млрд руб
  • федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» — 143,1 млрд руб млрд руб
  • федеральный проект «Информационная безопасность» — 30,2 млрд руб
  • федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб

Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»

Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика

Цифровая экономика России: программа развития

Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»

Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»

Нацпроект Цифровая экономика в цифрах и фактах

Национальная программа «Цифровая экономика»: целевые показатели и основные результаты

Правительственные документы, связанные с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», достаточно объемны, например, один только так называемый «паспорт» программы занимает около 90 страниц убористого текста. Да и написаны они, честно признаем, бюрократическим языком, который нашему «простому смертному» россиянину понять также сложно, как, скажем, беседу двух финансистов о работе с авизо. Поэтому мы взяли на себя труд просмотреть эти документы и выписать значимые для граждан нашей страны показатели.

Начнем с того, что бюджет национального проекта составляет 1634,9 млрд руб. Если просматривать его по отдельным направлениям, то мы увидим следующие цифры: на нормативное регулирование цифровой среды выделено 1,7 млрд руб.; информационная инфраструктура – 772,4 млрд руб.; кадры для цифровой экономики – 143,1 млрд руб.; информационная безопасность – 30,2 млрд руб.; цифровые технологии – 451,8 млрд руб.; цифровое государственное управление – 235,7 млрд руб. При этом из федерального бюджета должны поступить 1099,6 млрд руб., а 535,3 млрд руб. – из внебюджетных источников. Альтернативные источники финансирования проекта: 45,5 млрд руб. – от предоставления универсальных услуг связи; 157,3 млрд руб. – отдельные расходы при дополнительном финансировании. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП России составят: в 2019 году – 2,2%; в 2021 году – 3,0%; в 2024 году – 5,1%.

Далее, как учил Иосиф Виссарионович, «кадры решают все!» Планируется проведение обучения специалистов по компетенциям цифровой экономики: 2019 – 30 тыс. чел.; 2021 – 105 тыс. чел.; 2024 – 270 тыс. чел. Кроме того, предусмотрено обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов: 2019 – 5 тыс. чел.; 2021 – 160 тыс. чел.; 2024 – 1 млн чел.

К концу 2024 года: 120 тыс. человек будут приняты на программы высшего образования в сфере информационных технологий; 10 млн чел. пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. К концу 2023 года 100% государственных вузов внедрят элементы модели «Цифровой университет». До конца 2021 года: 120 млрд руб. частных инвестиций будут привлечены в проекты по разработке и коммерциализации продуктов и сервисов на базе «сквозных» цифровых технологий; 1350 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области «сквозных» цифровых технологий получат грантовую поддержку.

Будут создаваться центры ускоренной подготовки специалистов совместно с компаниями цифровой экономики: 2020 год – 5 центров; 2021 год – 15 центров; 2023 год – 50 центров. Кроме того, до конца 2024 года: 1455 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам и имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология», получат грантовую поддержку на распространение своего опыта; 33 тыс. человек, обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологии, получат грантовую поддержку; 206 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, получат грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики.

Далее, до конца 2021 года будут созданы 30 экспериментальных площадок на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования детей по внедрению цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий. До конца 2019 года будут созданы пять международных научно-методических центров для проведения исследований, изучения и распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий (+ 15 спутников к этим пяти центрам до конца 2020 года). До конца 2021 года будут реализованы 300 проектов исследований и разработок с участием лидирующих исследовательских центров в рамках реализации дорожных карт по направлениям «сквозных» цифровых технологий.

Что же, с кадрами, боле-менее, понятно. Но меня лично, например, как и всякого простого обывателя, заботит, в первую очередь, то, какие конкретные бонусы от этой национальной программы получу я сам. И здесь есть вполне осязаемые показатели. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет достигнет следующих значений: 2019 год – 79%; 2021 год – 89%; 2024 год – 97%. К концу 2019 года 13 958 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек подключат к сети Интернет. Уже в 2020 году в России появится первый город-миллионер (и не факт, что это будет наша Москва!), в котором начнет работать сеть мобильной связи нового стандарта 5G. К 2021 году число таких городов-миллионеров со связью 5G дойдет до десяти.

Доля социально значимых для граждан объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети Интернет, составит: 2019 год – 45,2%; 2021 год – 67,5%; 2024 год – 100%. Уже в 2019 году типовые цифровые услуги получат 5 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и 8 тысяч образовательных организаций. До конца 2019 года все медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения будут подключены к сети Интернет. До конца 2024 года все военные комиссариаты будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет.

Разумеется, читателей Connect в равной степени волнуют и государственные выгоды от выполнения программы «Цифровая экономика». И если быть совсем точным, то нашей приоритетной тематикой является информационная инфраструктура, на которую было выделено 772,4 млрд руб. (самая весомая часть инвестиций национальной программы).

Запланировано создание мощных, современных опорных центров обработки данных в федеральных округах: 2019 год – 3 ЦОДа; 2021 год – 5 ЦОДов; 2024 год – 8 ЦОДов. Как ожидается, доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных будет постепенно увеличиваться: 2021 год – до 2%; 2024 год – до 5%. При этом средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак должен сократиться: 2019 год – до 48 часов; 2021 год – до 18 часов; 2024 год – до одного часа.

И конечно же, мы не могли в этом кратком обзоре обойти вниманием важную проблему импортозамещения. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого ФОИВ, РОИВ и иными органами государственной власти отечественного ПО составит: 2019 год – более 60%; 2021 год – более 75%; 2024 год – более 90%. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного ПО составит: 2019 год – более 45%; 2021 год – более 55%; 2024 год – более 70%. По-моему, эти показатели вполне по силам нашей державе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector