5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МСФО и разъяснения МСФО официальное признание в России

Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.
Читать еще:  Енвд Для Ип В 2019 - 2020 Году Юридические Советы

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Признание МСФО в России

Редакция КФО. МС

15 ноября 2011 г. состоялся круглый стол, организованный

Фондом НСФО и Минфином РФ

15 ноября 2011 г. в Национальном исследовательском университете — Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Обсуждение программы разработки МСФО: мнение российского профессионального сообщества», организованный Фондом НСФО по инициативе Министерства финансов Российской Федерации.

В рамках круглого стола, в котором приняли участие представители экспертного сообщества, а также руководители бухгалтерских и финансовых служб компаний и аудиторы, было организовано обсуждение проекта программы деятельности Совета по МСФО на ближайшую перспективу.

В своем вступительном слове председатель правления Фонда НСФО И. А. Козырев также подчеркнул необходимость активного участия российского профессионального сообщества в разработке МСФО. Более того, он отметил, что в современных условиях структура управления Фондом МСФО и деятельностью Совета по МСФО должна измениться, органы Фонда должны формироваться на основе странового членства. Это позволит обеспечить действительно международный статус Фонда.

Подводя итоги круглого стола, Аскольд Бирин поблагодарил всех присутствовавших за высказанные мнения и заверил, что они будут рассмотрены и по возможности учтены при подготовке соответствующего письма с комментариями, которые Фонд НСФО направит в Совет по МСФО.

23 ноября 2011 г. прошел круглый стол «Практические вопросы

применения МСФО в Российской Федерации»

В Москве прошел круглый стол «Практические вопросы применения МСФО в Российской Федерации», который был организован Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консультационной компанией Deloitte при поддержке Минфина России.

В ходе круглого стола обсуждены вопросы применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», возникающие в процессе подготовки к применению МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности. Среди таких вопросов, в частности, — круг организаций, на которые распространяется действие закона, определение отчитывающихся субъектов, объем и состав первой отчетности по МСФО, методика первого применения МСФО, аудит отчетности по МСФО, представление и публикация отчетности.

Читать еще:  Какой бизнес можно открыть у себя в квартире

Участники круглого стола подчеркнули важность своевременного поиска решений указанных вопросов для последовательного и правильного применения МСФО российскими составителями отчетности, аудиторами и надзорными органами. Высказана озабоченность уровнем квалификации лиц, связанных с составлением и использованием отчетности по МСФО, в первую очередь аудиторов.

12 декабря 2011 г. опубликован приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 г.

№ 160н «О введении в действие Международных стандартов

отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 г., регистрационный номер 22501)

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 10, ст. 1385), по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации вводит в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (всего 63 документа).

Приказом установлено, что Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности вступают в силу со дня их официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учет», являющемся официальным печатным изданием для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности, Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности, а также изменений, которые вносятся в Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения, иных документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части Международных стандартов финансовой отчетности и (или) их Разъяснений.

О признании МСФО и разъяснения для применения МСФО на территории РФ

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон N 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО). Как установлено ч. 3 ст. 3 указанного Закона, на территории России применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принятые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (далее — Фонд) и признанные в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Порядок и условия такого признания содержатся в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 107). Данный документ позволяет инкорпорировать документы международных стандартов в российскую правовую систему, повышая уровень достоверности и публичности финансовой отчетности отечественных компаний.

Положение N 107, как и Закон N 208, реализует программу реформирования российской финансовой отчетности, установленной в » href=»http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-03-15;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D48508%3Bdst%3D100002″>Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утверждена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180). Без указанного Постановления Правительства РФ большинство положений Закона N 208-ФЗ не могло применяться на практике.

Ответственным за введение в действие на территории России документов международных стандартов назначено Министерство финансов РФ.

Документы международных стандартов

В п. 2 Положения N 107 установлено, что в состав международных стандартов и Разъяснений международных стандартов, подлежащих признанию, входят принимаемые Фондом (совокупно — документы международных стандартов):

б) Разъяснения международных стандартов;

в) изменения, которые вносятся в международные стандарты и Разъяснения;

г) иные документы, определенные Фондом в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) Разъяснений.

Согласно Положению N 107 признание указанных документов включает в себя четыре этапа:

1. официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

2. экспертиза применимости такого документа на территории России;

3. принятие решения о введении данного документа в действие на территории России;

4. опубликование этого документа.

В п. 4 Положения N 107 установлено, что признанию подлежат документы только на русском языке. Минфин России должен обеспечить получение от Фонда перевод на русский язык каждого документа международных стандартов.

Такие документы вступают в силу на территории России поэтапно, если иное не предусмотрено самим документом. Сначала они вводятся для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этих документах, но не ранее их официального опубликования. Затем они вступают в силу для обязательного применения в определенные в них сроки.

Если в признанном документе международных стандартов не определены сроки его вступления в силу, то его применение становится обязательным на территории России со дня официального опубликования (п. 7 Положения N 107).

Читать еще:  Может ли обособленное подразделение применять усн

Экспертиза документов международных стандартов

Документы международных стандартов начинают действовать на территории России не автоматически, а лишь после их обязательной экспертизы. Экспертиза определяет соответствие названных документов задаче формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (абз. 2 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Она проводится на безвозмездной основе избираемым на конкурсе независимым юридическим лицом, которое должно отвечать следующим критериям (п. 1 Приложения к Положению N 107):

а) создано в соответствии с российским законодательством в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);

б) представляет интересы широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессий;

в) имеет опыт выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

г) имеет в составе органов управления юридического лица квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (включая документы международных стандартов), навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющих русским и английским языками;

д) имеет опыт участия в деятельности, осуществляемой Фондом;

е) обеспечено источниками финансирования экспертной деятельности.

В результате экспертизы в соответствии с п. 14 Положения N 107 может быть составлено одно из следующих заключений:

— подтверждение применимости на территории России документа международных стандартов в целом;

— подтверждение применимости на территории России документа международных стандартов с изъятием отдельных положений, применимость которых на территории страны подтверждена быть не может;

— невозможность подтверждения применимости на территории России документа международных стандартов в целом.

Срок проведения экспертизы установлен в 40 рабочих дней со дня получения документа международных стандартов (п. 12 Положения N 107). При необходимости экспертный орган может по согласованию с Минфином России продлить указанный срок не более чем еще на 40 рабочих дней.

В соответствии с выводами экспертного органа Минфин России может признать действие документа международных стандартов обязательным как в целом, так и с определенными оговорками (п. п. 5 — 6 Положения N 107).

Введение в действие документов международных стандартов

Согласно п. п. 17 и 23 Положения N 107 решение о введении в действие документов международных стандартов принимается Минфином России на основании заключения экспертного органа и по согласованию с ФСФР и ЦБ РФ.

ФСФР и ЦБ РФ одновременно с экспертной организацией изучают направленные им документы международных стандартов на предмет наличия возражений о введении его в действие. Для этого Минфин России направляет в указанные органы непосредственно документы международных стандартов, а затем также заключение экспертного органа и проект решения о введении документа в действие (либо проект мотивированных возражений по указанному заключению), составленный на основе полученного заключения.

Далее в течение 15 рабочих дней с момента получения этих проектов ФСФР и ЦБ РФ должны согласовать их с Минфином России или представить мотивированный отказ в согласовании (п. 20 Положения N 107). Согласованное решение о введении документа международных стандартов в действие должно быть принято в течение 15 рабочих дней с момента получения такого согласования. Если был принят проект возражений на заключение экспертного органа, то в такие же сроки возражение должно быть направлено экспертной организации (п. 21 Положения N 107).

При таком развитии событий экспертный орган должен в течение 20 рабочих дней повторно рассмотреть документы международных стандартов с учетом полученных возражений и представить новое экспертное заключение.

Введенный в действие на территории России документ международных стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, а также на официальном сайте Минфина России (разд. IV Положения N 107).

Согласно п. 28 Положения N 107 Минфин России обязан публиковать информацию не только о тех документах международных стандартов, которые уже введены в действие на территории России, но и о тех, которые еще находятся в процессе признания (с обязательным указанием актуального этапа признания документа).

При обнаружении расхождений в русском варианте перевода документа международных стандартов с его английским вариантом любое заинтересованное лицо вправе обратиться в экспертный орган за получением соответствующих разъяснений. В течение 40 рабочих дней со дня получения такого обращения экспертный орган должен произвести экспертизу выявленных различий. При выявлении экспертной организацией расхождения в текстах документа международных стандартов на различных языках соответствующее заключение направляется в Минфин России для внесения соответствующих изменений в порядке, установленном Фондом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector