0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квота на работу иностранных граждан на 2019 — 2020 год

Бизнес

Экономполитика

От водителей до врачей: чем зарабатывают мигранты в России

В России установили квоты на прием мигрантов на работу

Правительство утвердило долю иностранной рабочей силы в ключевых сферах экономики на 2020 год. Больше всего мигрантов власти готовы трудоустроить на стройках и в сельском хозяйстве, в то время как розничная торговля до сих пор остается для иностранцев под запретом. Между тем чиновники готовы расширять список профессий для жителей стран СНГ, предлагая им вакансии в бюджетной сфере. Логика проста: россияне не хотят работать врачами и педагогами за нищенский оклад, а у мигрантов просто нет выбора.

В понедельник, 7 октября, кабинет министров России установил новые квоты на прием иностранцев на работу в отдельных отраслях экономики на 2020 год.

«Принятые решения нужны для регулирования привлечения иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустройства граждан России в приоритетном порядке», — говорится в сообщении на сайте правительства.

Так, со следующего года в сферах прочего сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта допустимая доля мигрантов зафиксирована на уровне в 26% от общей численности сотрудников. Подобная квота действует во всех регионах страны.

При этом квота на иностранную рабочую силу в сегменте выращивания овощей и фруктов установлена в размере 50% от общего числа трудящихся. В то же время эта мера не распространяется на предприятиях Приморского края и Астраханской области – там обязаны принимать на подобную занятость только граждан РФ.

Любопытно, что больше всего мигрантов Россия готова трудоустроить в сфере строительства. Там квота составляет 80% и нет ограничения по должности иностранца, который может получить вакансию, как разнорабочего, так и стать прорабом.

Впрочем, норма не распространяется на строительные объекты Москвы, Дагестана, Бурятии и Амурской области.

Есть для мигрантов и вовсе закрытые отрасли, в которых они не могут работать вне зависимости от региона. Например, иностранцы не могут заниматься розничной торговлей в нестационарных торговых объектах, в аптеках, на рынках, а также прочей торговлей вне магазинов, палаток и рынков.

При этом власти региона могут снизить или увеличить размер квоты по своему усмотрению, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

Так, с 2015 года действует специальное постановление правительства, которое дает право высшему должностному лицу субъекта самому устанавливать запрет на привлечение на вакансии иностранной силы, отметила руководитель практики частного права НЮС «Амулекс» Елена Проскурова.

Этим правом уже активно пользуются в Приморском крае. По данным местных СМИ, глава региона Олег Кожемяко с начала 2020 года введет запрет на использование иностранных работников в сфере транспорта — для водителей городских и пригородных автобусов, трамваев, троллейбусов, такси. В итоге работы лишиться могут 300 иностранцев, которые уже приобрели патенты на работу в регионе. При этом глава Приморья связывает свое решение с заботой о населении и желанием предоставить рабочие места местным жителям.

Право на иностранный труд

По данным пограничной службы ФСБ, за первое полугодие 2019 года ради работы в Россию приехали 2,4 млн иностранцев. Традиционно на заработки едут граждане стран СНГ. Так, лидером по числу прибывших стал Узбекистан, из которого в РФ прибыли около 918 тыс. человек за шесть месяцев текущего года. На втором месте по притоку мигрантов в Россию расположился Таджикистан (524 тыс. приезжих), а замыкают тройку лидеров приезжие из Киргизии (265 тыс.).

При этом из Украины, власти которой проявляют недружественную политику по отношению к нашей стране, миграционный поток не падает уже третий год подряд. С начала года

в Россию за длинным рублем приехали 164 тыс. украинцев.

Граждане Украины приезжают к нам, так как обучены определенным спектром профессий, которые востребованы в России, но совершенно не нужны в Евросоюзе, признают эксперты.

«По этой причине они приезжают в страну и устраиваются на должности младшего медицинского персонала в госучреждения или по договору ухаживают за тяжелобольными на дому. Властям выгодна такая тенденция, поэтому они стараются ее всячески поддержать», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» глава комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.

Слова аналитика ярко подтверждает и последняя инициатива Минтруда. Так, ведомство предлагает ввести упрощенное получение гражданства иностранцам определенных профессий. Изменения могут коснутся специальностей врачей, включая акушеров, педиатров, ветеринаров, медсестер и фельдшеров скорой помощи. Также в списке присутствуют воспитатели и учителя.

Если инициатива министерства пройдет три чтения в Госдуме, то иностранцы этих специальностей смогут получить гражданство по упрощенной системы. Чтобы получить паспорт РФ, кандидату будет достаточно проработать по специальности в России не меньше года.

Читать еще:  Список Документов Для Получения Имущественного Вычета В 2019 - 2020 Году

Логика Минтруда в выборе специальностей легко объяснима, говорит Московский. Дело в том, что россияне не готовы работать врачами и педагогами за мизерные зарплаты. Согласно свежим данным Росстата, средняя зарплата младшего медицинского персонала в муниципальных организациях в Калужской области за первое полугодие 2019 года составила 7,7 тыс. рублей. В других регионах ситуация несколько лучше – в среднем в стране младший персонал получает 28,2 тыс. рублей.

Фактически в России уже не хватает медицинского персонала, а на подходе и представители образовательной сферы, признает эксперт, добавляя, что за счет мигрантов власти пытаются залатать дыру в сегменте. «Кроме того,

мигранты позволяют заполнить места в сфере обслуживания, куда помимо сотрудников общепита, входят и, водители такси и общественного транспорта. По разным оценкам, только в Москве трудовые мигранты составляет около 10% от общего числа сотрудников»,

Примечательно, что проблема нехватки рабочей силы характерна не только для России. В Евросоюзе также пытаются привлечь иностранцев на работу. Согласно статистике департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, количество мигрантов за девять лет увеличилось в ЕС почти на треть до 82 млн человек.

Больше всего иностранной рабочей силы привлекают в Германии и Франции. Чаще всего в ЕС мигранты также, как и в России, устраиваются на вакансии в сфере обслуживания. Однако в Дании и Швеции правительство устраивает гранты на прием на работу иностранцев в IT-сегменте. Такие конкурсы власти объясняют нехваткой персонала в данной сфере среди местных граждан.

Как получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы?

Как определяется потребность в привлечении иностранных работников? Какой существует порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности на территории РФ?

Как мы уже отмечали, законно находящийся в РФ иностранец — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ (ст.2 Закона №115-ФЗ). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Для иностранных работников существует несколько видов квот:

  • квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов;
  • квота на выдачу разрешений на работу (визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения);
  • квота на разрешение на временное проживание. Тогда иностранцы могут трудиться без специальных разрешений;
  • квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранцев при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в РФ (п.4 ст.13 Закона №115- ФЗ).

Важно! Квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в РФ в визовом режиме.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранцев, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы.

Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.

И уже Минтруд РФ на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ, устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.

Напомним, что с 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных работников, должны следить за тем, чтобы:

  • род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда;
  • иностранец своевременно выезжал из страны.

За нарушение с компании может быть взыскан штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц и ИП штраф составит – от 45 000 до 50 000 рублей.

Порядок получения квоты на привлечение иностранцев

Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту — Правила).

Читать еще:  Что указывать в 3 ндфл юр лицо сменило адрес

Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.

Важно! Информацию о том, в какой именно уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ необходимо подать заявку, и сведения о его адресе, телефоне, факсе, часах приема заявок можно узнать на сайте www.migrakvota.gov.ru в разделе «Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации».

Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).

Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).

Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы необходимо подать следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).

Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что учитывает комиссия при выдаче уведомлений?

По каким причинам работодатель может получить отказ (за исключением заявки, составленной не по форме)?

Перечень положений, которые учитывает комиссия, определен в п.10 Правил:

  • наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
  • наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;
  • предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;
  • отсутствие у работодателя не устраненных нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;
  • соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Комиссия субъекта РФ принимает решение об отклонении заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности полностью в случае (п.12 Правил):

  • представления работодателем недостоверных сведений или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений;
  • возбуждения производства по делу о банкротстве работодателя;
  • несоответствия заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным выше (согласно п.10 Правил).

Важно! Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на один год.

Если у компании возникнет необходимости в найме иностранцев и дальнейшем, то заявка подается заранее, уже в начале наступившего года, чтобы правительство РФ смогло определить потребность в иностранцах на российском рынке труда.

РОССОТРУДНИЧЕСТВО

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Представительства в мире:

Отбор иностранных граждан на обучение в России в пределах квоты на 2019-2020 год

ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ: +7 (495) 204-86-61 (доб. 310, 348, 349)

RUSSIA.STUDY — официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации

МИД России, Минобрнауки России и Россотрудничество принимают непосредственное участие в планировании, организации и обеспечении проведения отборочной кампании в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – квота).

Читать еще:  МСФО Расходы требуют признания

Иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом и изъявившие желание обучаться в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой, для участия в отборочных испытаниях направляют документы в представительство Россотрудничества, а при отсутствии представительства Россотрудничества в стране в дипломатическое представительство Российской Федерации (далее – российское загранучреждение). Документы направляются посредством электронной формы сбора документов: http://russia.study/ ( далее – RUSSIA.STUDY ).

Контакты всех представительств Россотрудничества Вы можете найти на сайте Россотрудничества (http://rs.gov.ru/ru/contacts).

В случае, если в стране нет представительства Россотрудничества, функции по отбору осуществляет дипломатическое представительство, в том числе Посольство Российской Федерации в стране.

Контакты всех посольств Вы можете найти на сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации (http://www.mid.ru/ru/maps).

Обращаем Ваше внимание, что Вам необходимо обращаться в российское загранучреждение на территории той страны, гражданином которой Вы являетесь, вне зависимости от Вашего местоположения.

ОТБОР НА ОБУЧЕНИЕ

Российское загранучреждение принимает непосредственное участие в оказании иностранным гражданам информационной и консультационной поддержки по вопросам отбора и приема на обучение в российские образовательные организации.

Более подробно с процедурой отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации в пределах квоты, включая перечень необходимых документов, сроках проведения отборочных испытаний, критериях отбора можно ознакомиться на сайте российского загранучреждения, находящегося на территории Вашей страны.

Отбор осуществляется в два этапа:

— первый этап отбора осуществляется российскими загранучреждениями в зарубежных странах с использованием электронной формы сбора документов RUSSIA.STUDY ( далее – информационная система).

— второй этап отбора осуществляется Минобрнауки России (Департамент государственной политики в сфере высшего образования (адрес: Москва, ул. Тверская, 11, электронная почта: abiturient2019@minobrnauki.gov.ru) и российскими образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан, из числа отобранных на первом этапе кандидатов.

Первый этап отбора предусматривает:

а) сбор сведений об иностранных гражданах, изъявивших желание обучаться в российских образовательных организациях. Иностранному гражданину, зарегистрированному в RUSSIA.STUDY, для приглашения на отборочные испытания необходимо и достаточно качественно заполнить анкету, предоставить фото, скан паспорта, документ об образовании и направить в информационной системе заполненную анкету на проверку.

б) проведение отборочных испытаний. Российское загранучреждение своевременно уведомляет через RUSSIA.STUDY иностранных граждан, анкеты которых прошли проверку, о дате, времени, месте и условиях проведения отборочных испытаний.

По результатам отборочных испытаний формируется список кандидатов согласно выделенной на страну квоте. Кандидаты, успешно прошедшие отборочные испытания и вошедшие в список, уведомляются через указанную систему о таких результатах. Российское загранучреждение своевременно осуществляет через информационную систему проверку качества сформированных досье кандидатов. Кандидатам, прошедшим отбор также необходимо приложить медицинскую справку об общем состоянии здоровья, справку об отсутствии ВИЧ (необходима для кандидатов, у которых срок обучения превышает 3 месяца), нотариально заверенные переводы и автореферат, если требуется. В случае выявления недостатков досье кандидата подлежит возврату иностранному гражданину, включенному в список кандидатов, на доработку с указанием замечаний.

Иностранные граждане, претендующие на обучение по специальностям (направлениям подготовки, профессиям), требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, сдают дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, которые проводятся российскими образовательными организациями на территории Российской Федерации.

в) направление результатов первого этапа отбора. Центральный аппарат Россотрудничества рассматривает представленные российским загранучреждением результаты первого этапа отбора и направляет сопроводительным письмом в Минобрнауки России сформированные результаты для проведения второго этапа отбора.

Второй этап отбора:

После получения результатов первого этапа отбора, направленных Центральным аппаратом Россотрудничества, Минобрнауки России рассматривает кандидатов и их досье на соответствие установленным требованиям.

Минобрнауки России отправляет российским образовательным организациям, готовым принять на обучение иностранных граждан, списки кандидатов, изъявивших желание обучаться в соответствующих образовательных организациях, и досье таких кандидатов.

Российские образовательные организации принимают непосредственное участие в отборе кандидатов, изъявивших желание обучаться в соответствующих образовательных организациях.

Минобрнауки России представляет в центральный аппарат Россотрудничества сведения о результатах второго этапа отбора, в том числе о выборе направлений обучения, распределения иностранных граждан в российские образовательные организации, а также распределения иностранных граждан, уровень знания русского языка которых недостаточен для освоения основной образовательной программы на русском языке, на подготовительные факультеты.

Центральный аппарат Россотрудничества информирует российское загранучреждение о результатах второго этапа отбора.

Российское загранучреждение обеспечивает взаимодействие с кандидатами, отобранными на обучение образовательными организациями, по вопросам организации въезда на территорию Российской Федерации и прибытия на обучение таких кандидатов в соответствующие образовательные организации. Сроки прибытия на обучение кандидатов подлежат уточнению непосредственно в образовательных организациях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector