1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда место будет стационарным

Стационарным рабочим местом для целей налогового контроля признается рабочее место, созданное на срок более месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Головная организация (далее — Организация), ее филиал (далее — Филиал) и предполагаемое временное рабочее место по договору коворкинга (далее — Рабочее место) находятся в разных городах. Договор коворкинга пока не заключен. В город, где предполагается размещение временного рабочего места офисного типа (далее — город коворкинга), по служебной необходимости периодически приезжают в командировку сотрудники Филиала, которым необходимо временное место для работы. Кроме того, в городе коворкинга дистанционно работает сотрудник Организации, который периодически (неофициально) также будет пользоваться временным рабочим местом (далее также — ВРМ). Предполагается, что договор коворкинга будет заключен между филиалом и третьим юридическим лицом (далее — ЮЛ), находящимся в городе коворкинга, которое по мере необходимости будет предоставлять ВРМ сотрудникам Организации и ее Филиала. Не возникает ли риска признания рабочего места стационарным для целей налогового контроля у филиала, если он будет заключать каждый месяц договор коворкинга в другом городе, при этом каждый договор будет заключен на срок менее месяца (и на разное количество дней в каждом месяце)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации у работодателя отсутствует возможность осуществления контроля рабочего места в городе, где предполагается размещение временного рабочего места. Соответственно, создаваемые временные рабочие места нельзя признать стационарными, а следовательно, нет оснований говорить о создании обособленного подразделения для целей налогообложения.

Обоснование позиции:
Коворкинг-центр — это специализированный центр совместного доступа (центр краткосрочной аренды помещений для групповой и/или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) (постановление Правительства Москвы от 22.02.2012 N 64-ПП).
Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В целях проведения налогового контроля организация подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ, часть шестая ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, возникновение обособленного подразделения Организации налоговое законодательство связывает с наличием следующих критериев:
— территориальная обособленность;
— наличие стационарных (созданных на срок более одного месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации Организации (или ее Филиала);
— ведение деятельности через это подразделение;
— осуществление работодателем контроля рабочего места (смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N 06-14530/16).
На основании ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В свою очередь, контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами (постановление ФАС Московского округа от 02.03.2009 N КА-А40/817-09, письмо Минфина России от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30937).
Если принимать во внимание, что коворкинг — это краткосрочная аренда, то наличие права пользования рабочим местом у работодателя, на первый взгляд, есть. Так, согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Вместе с тем, если договором коворкинга не предусмотрено предоставление в пользование конкретного рабочего места (предполагается право использовать любое свободное), значит, наличие права пользования имуществом в такой ситуации вряд ли возникает. Скорее, в такой ситуации речь идет об оказании услуг по предоставлению возможности использовать территорию коворкинга.
Получается, что в анализируемой ситуации выполняются критерии территориальной обособленности ВРМ от Организации и ее Филиала, а также ведения деятельности на этом рабочем месте. Однако, на наш взгляд, остальные критерии не выполняются. Например, как мы показали, у работодателя нет прав по распоряжению, пользованию и владению помещением в городе коворкинга (если конечно договором не предусмотрено использование конкретного места).
Из материалов судебной практики (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 N Ф07-288/2010 по делу N А05-9705/2009, ФАС Московского округа от 02.03.2009 N КА-А40/817-09, Пятнадцатого ААС от 20.04.2012 N 15АП-3293/12, Восьмого ААС от 04.03.2015 N 08АП-102/15) следует, что контроль рабочего места работодателем предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами. В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут выступать, в частности, договоры аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность; трудовые договоры (контракты), заключенные с сотрудниками подразделений, в которых рабочим местом работника значится место нахождения обособленного подразделения; приказ о назначении; наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении.
Сотрудники Филиала, приезжающие в город коворкинга, ведут трудовую деятельность на ВРМ, находящемся под контролем ЮЛ, которое и предоставляет то или иное рабочее место сотрудникам. По нашему мнению, в этой ситуации нельзя сказать, что Филиал осуществляет контроль рабочего места в городе коворкинга. Данная точка зрения находит подтверждение в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2011 N Ф04-4111/11 (смотрите также письмо Минфина России от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238).
Для случая разъездного характера работы аналогичную позицию занимали и финансовые органы (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50). Специалисты финансового ведомства также неоднократно отмечали отсутствие признаков создания обособленного подразделения и в дистанционной работе подразделения (письма Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61300, от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28350, от 17.07.2013 N 03-02-07/1/27861, от 04.07.2013 N 03-02-07/1/25829, от 01.07.2013 N 03-02-07/1/24992).
В частности, в рассматриваемой ситуации работодатель не имеет возможности вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в городе коворкинга (ст. 91 ТК РФ). Также у работодателя отсутствуют возможности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение специальной оценки условий труда (ст. 212 ТК РФ). Нет и возможности проверить, соблюдаются ли требования СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 N 81. Теоретически этим могло бы заняться ЮЛ, предоставляющее места по договору коворкинга, но оно не является работодателем.
В связи с изложенным мы полагаем, что в анализируемой ситуации у работодателя (как Организации, так и Филиала) отсутствует возможность осуществления контроля рабочего места в городе коворкинга. Соответственно, создаваемые временные рабочие места нельзя признать стационарными. К тому же срок договора коворкинга каждый раз составляет менее месяца, и, как мы поняли, предполагаются временные разрывы между периодами аренды (сотрудники приезжают периодически). Следовательно, нет оснований говорить о создании обособленного подразделения для целей налогообложения.
Заметим, что при наличии договора аренды офисного помещения (или аренды рабочего места) велик риск признания такого помещения стационарным рабочим местом. Дело в том, что даже если каждый сотрудник будет присутствовать на ВРМ меньше месяца, но сам договор заключен на срок более месяца, само рабочее место может быть признано стационарным. О существенности наличия договоров аренды говорится в перечисленных выше материалах судебной практики.
В письме Минфина России от 10.04.2018 N 03-02-07/1/23401 рассмотрен случай предполагаемой аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое будет оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно будут совершаться деловые поездки руководителей или иных представителей организации. Налоговый орган пришел к выводу, что при такой характеристике места деятельности организации имеются признаки обособленного подразделения. В этом же письме было обращено внимание, что в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговый орган принимает необходимое решение, в частности на основе представленных организацией договоров на оказание услуг, трудовых договоров и иных документов, подтверждающих характер отношений между организацией, ее работниками и заказчиками услуг, а также других документов, позволяющих установить фактические обстоятельства осуществления исполнителем деятельности (письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-02-07/1/15201). Для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков обособленного подразделения учитывается также содержание договора аренды помещения (письмо ФНС России от 03.11.2017 N ГД-3-14/7222@). Поэтому полагаем, что в любом случае не следует заключать договоры аренды с датами начала действия, следующими непосредственно за датой окончания предыдущего.
Представляется, что если договор коворкинга предусматривает использование какого-то конкретного рабочего места, расположенного в определенной сторонами части помещения, то отношения сторон возможно оформить договором аренды. В этом случае организация как арендатор оплачивает право пользования площадью, переданной согласно акту приема-передачи. Если же рабочее место индивидуализировать нельзя и предполагается использование любого свободного места в общем пространстве, договор может быть составлен по типу возмездного оказания услуг, его условиями будет предусмотрена возможность использования рабочего пространства в течение оплаченного периода времени.
В этой связи, учитывая повышенное внимание к договорам аренды помещений, возможно, стоит составить договор коворкинга не по модели договора аренды, а по модели договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). В этом случае налоговых рисков мы не усматриваем.

Читать еще:  Перенос праздничных дней в 2020 году

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
— Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Новости и статьи «НИИ ОТ»

Что делать работодателю, если есть не стационарные рабочие места.

Давайте разберемся, что считается рабочим местом:

Рабочее место – это часть пространства, где сотрудник находится во время исполнения своих профессиональных обязанностей. (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):

– работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;

– место оснащено необходимыми техническими средствами;

– работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.

Рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о СОУТ выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?

Стационарным признают рабочее место с территориально неменяющейся рабочей зоной, которую оснастили необходимыми средствами производства: оборудованием, инструментами, материалами.

Рабочее место признают нестационарным, если его расположение может изменяться, а техническое оснащение является мобильным или переносным.

У каких работников нет стационарного рабочего места

Стационарного рабочего места не имеют работники:

– выполняющие работы на разных территориях организации-работодателя;

– имеющие разъездной характер работы (при определенных условиях);

– выполняющие работы на объектах сторонних организаций.

Условия о месте и характере работы обязательно включают в трудовой договор. Конкретное рабочее место закрепляют в трудовом договоре по соглашению сторон (абз. 1, 7 ч. второй, абз. 2 ч. четвертой ст. 57 ТК РФ).

Если в трудовом договоре указано, что сотрудник принят для выполнения работ на разных территориях организации-работодателя или в компаниях, с которыми у работодателя заключены договоры гражданско-правового характера, то работа будет связана с регулярными перемещениями. Трудовая деятельность такого работника характеризуется территориальным перемещением рабочей зоны.

Специальная оценка условий труда не проводят на рабочих местах дистанционных работников, надомников и сотрудников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Если у сотрудника разъездной характер работы, но в трудовом договоре указано конкретное рабочее место, то его нельзя отнести к работнику, не имеющему стационарного места. В этой ситуации специальную оценку условий труда проводят по месту, указанному в трудовом договоре. Работник будет считаться не имеющим стационарного рабочего места, если в его трудовом договоре не указано конкретное рабочее место и характер работы выражается в регулярных служебных поездках (ст. 168.1 ТК РФ).

Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах

Главная цель специальной оценки условий труда на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.

Создайте комиссию, чтобы провести на нестационарных местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Если работники трудятся на объекте заказчика, специальную оценку условий труда, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них специальную оценку условий труда.

Читать еще:  Таблица кодов бытовых услуг населению с 2019 - 2020 года

Границы нестационарного рабочего места.

Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Когда место будет стационарным

  • Полятков Сергей | главный бухгалтер ООО «Инс-ТРЕЙД»

О рганизации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально удаленное от организации подразделение, если по месту его нахождения оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Между тем вопрос, является ли конкретное рабочее место стационарным, до сих пор вызывает ожесточенные споры. Посмотрим, что думают по этому поводу чиновники.

Признаки стационарного рабочего места

Понятие рабочего места в НК РФ не прописано, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Рабочее место, созданное на срок более одного месяца, считается стационарным (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места обычно подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-346, от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449.

Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:

  • наличие трудовых отношений между работником и работодателем;
  • нахождение работника в этом месте (либо необходимость прибытия) в соответствии со служебными обязанностями;
  • нахождение указанного места под контролем работодателя;
  • указанное место создается на срок более одного месяца.

Обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485).

Если создано только одно место

Создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения. На это было указано в письмах Минфина России от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211, МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912, УФНС России по г. Москве от 20.10.2010 № 16-15/110055 и от 31.03.2010 № 16-15/033302@.

Дело в том, что определение обособленного подразделения, приведенное в ст. 11 НК РФ, одним из критериев которого значится оборудование стационарных рабочих мест, поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе.

Командировки

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

Чиновники утверждают, что форма организации работ (командировка или иная), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, № 03-02-07/1-249, от 24.09.2010 № 03-02-07/1-425, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@.

Среди налоговиков бытует мнение, что выполнение работ на объекте, находящемся вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию стационарных рабочих мест. По нашему мнению, создание рабочего места на какой-то территории возможно лишь в случае, если в отношении него организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования).

Арбитры установили, что доказательства наличия объектов недвижимости на праве собственности либо аренды (или ином праве), по месту которых могли быть оборудованы рабочие места, не представлены. При этом направление работников общества в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).

Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет деятельность, отправляя работников в командировку, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств (письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181).

Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А05-9705/2009).

Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (письма Минфина России от 25.12.2009 № 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176). Однако однозначный вывод можно сделать, только если продолжительность работ в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).

Помните, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговой инспекцией (п. 9 ст. 83 НК РФ).

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011 прозвучало, что понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает значения форме организации работ (в данном случае командировке), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Охранные предприятия

Неоднозначен вопрос и о частных охранных предприятиях (далее – ЧОП). Спор возникает по поводу законности признания постов охраны обособленными подразделениями.

Здесь хотелось бы напомнить, что согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. По нашему мнению, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением.

Суд отметил, что охранное предприятие не арендует на территории заказчика рабочие места – помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах. При этом в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не имеет возможности контролировать своих работников. Таким образом, посты охраны не отвечают критериям рабочего места. Указанный вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2011 по делу № А27-15865/2010 и от 08.08.2011 по делу № А27-15867/2010, Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.

Читать еще:  Вопрос 6 Факторы производства и субъекты экономики

Минфин России в письме от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238 также указал, что если на постах охраны отсутствует имущество, принадлежащее ЧОП, заказчик создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением.

Дистанционные работники

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовой функции вне места нахождения работодателя и его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. При этом взаимодействие работодателя и работника осуществляется через Интернет либо иные информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

Как видите, в определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных показателей обособленного подразделения организации (письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829 и от 01.07.2013 № 03-02-07/1/24992).

Надомники

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ч. 1 ст. 310 ТК РФ).

Для нас представляет интерес письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129. Чиновники напомнили, что в соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может.

В разъяснениях Минфина России, данных в письме от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334, также прозвучало, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации.

Однако в более поздних письмах чиновники уходили от ответа на вопрос об обособленном подразделении по месту жительства надомника, отмечая лишь, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Речь здесь идет о письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, от 05.05.2012 № 03-02-07/1-109.

При этом в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-252 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449, упомянуто, что на основании ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.

Арбитры согласились с мнением, изложенным в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, о том, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 № КА-А40/15062-10).

Рабочее место надомника не является обособленным подразделением, т.к. указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации. Тем не менее подобная позиция может привести к судебным спорам с налоговыми органами.

Банкоматы

Банкомат – это электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения операций без участия уполномоченного работника кредитной организации (п. 1.3 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).

Как видите, банкомат не подпадает под определение рабочего места и поэтому не является обособленным подразделением организации (письмо ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@).

Склад

Налоговики не делают никаких скидок для складских помещений организаций. К примеру, в письме Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15 сказано, что если адреса офисного и складского помещений отличаются, то при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ, это может привести к созданию обособленного подразделения организации.

Если же место нахождения склада организации территориально не обособлено от места нахождения организации, то в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения (письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

Разъездная работа

Разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок (курьерами, торговыми агентами, почтальонами и т.д.). При этом не редкость, когда организации заключают трудовые договоры с работниками для разъездной работы в других городах либо субъектах РФ. В связи с этим появляется вопрос: возникают ли обособленные подразделения по месту выполнения трудовой функции каждого из этих работников?

Если указанные работники не будут осуществлять деятельность в офисе организации, то речи о создании стационарных рабочих мест идти не может. Ведь под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743 и от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192). Так что в нашем случае оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности не возникает (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50 и от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265).

Вахтовики

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Вахтовый метод применяют при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).

Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. На это указано в п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82.

Форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (письма Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 № 03-02-07/1-279, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114). Так что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места ее нахождения в срок, превышающий один месяц, это приведет к созданию обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@). С учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250).

В Таблице ниже см. ответственность за нарушения, связанные с несвоевременной регистрацией обособленного подразделения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector