4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коэффициентдефлятор для целей УСН перемножать или нет

О порядке применения коэффициента-дефлятора в целях УСН

Письмо Федеральной налоговой службы от 18.01.2006 № ГИ-6-22/30 [О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА В ЦЕЛЯХ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ]

Аудитор О.А. Курбангалеева

ФНС России направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28.11.2005 № 03-11-02/ 85 о порядке применения коэффициента-дефлятора в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса российской Федерации.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы И.Ф. Голиков

Приложение к письму Федеральной налоговой службы от 18.01.2006 № ГИ-6-22/30

[О КОЭФФИЦИЕНТЕ-ДЕФЛЯТОРЕ]

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами налогоплательщиков о порядке применения коэффициента-дефлятора в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), сообщает следующее.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ “О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон № 101-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие увеличение с 1 января 2006 года с 11 000 000 до 15 000 000 рублей величины предельного размера доходов, ограничивающей право организаций на переход на упрощенную систему налогообложения.

Законом № 101-ФЗ также внесены изменения в пункт 4 статьи 346.13 Кодекса, предусматривающие увеличение с 1 января 2006 года с 15 000 000 до 20 000 000 рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которого по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения.

Законом № 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса внесены дополнения, согласно которым величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В указанном порядке, согласно дополнениям, внесенным Законом № 101-ФЗ в пункт 4 статьи 346.13 Кодекса, подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (т. е. как организации, так и индивиду- ального предпринимателя), ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 “Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации “Упрощенная система налогообложения” на 2006 год” (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2005 № 7181) коэффициент-дефлятор на 2006 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, установлен равным 1,132.

На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 года (15 000 000 рублей), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года.

Величина предельного размера доходов 20 000 000 рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 году не подлежит. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.

Прошу довести данное разъяснение до сведения территориальных налоговых органов.

Заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов

Комментарий

В очередной раз специалисты Минфина заставили побеспокоиться налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Опубликованный документ посвящен разъяснениям о том, как применять коэффициент-дефлятор для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на “упрощенку” или применения этого спецрежима.

Ограничение права на переход

Напомним, что организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего года, если ее доходы за 9 месяцев текущего года не превысили определенного уровня (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В 2005 году величина предельного дохода составляла 11 000 000 рублей. В состав доходов включалась выручка от реализации товаров (работ, услуг) и от передачи имущественных прав без учета НДС. Иными словами, величину дохода нужно было рассчитывать по правилам статьи 249 Налогового кодекса.

Начиная же с 1 января 2006 года значение предельного дохода увеличилось до 15 000 000 рублей. При этом для расчета величины дохода необходимо применять правила, установленные статьей 248 Налогового кодекса. А это значит, что в состав доходов, помимо выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), необходимо включать еще и внереализационные доходы.

Кроме того, величина предельного дохода, ограничивающая право организации перейти на “упрощенку”, должна ежегодно индексироваться при помощи специального коэффициента, который учитывает изменения потребительских цен на товары и ежегодно утверждается Правительством РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Такой коэффициент называется коэффициентом-дефлятором. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 на 2006 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,132.

Читать еще:  Как оформить приходный кассовый ордер

То есть если организация решит переходить на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года, она должна подсчитать величину своих доходов за 9 месяцев 2006 года, а затем сравнить этот показатель с предельно допустимым доходом, дающим право на переход с обычной системы налогообложения на “упрощенку”. Причем сравнивать нужно с предельной величиной, которая установлена Налоговым кодексом, умноженной на коэффициент-дефлятор:

15 000 000 руб. x 1,132 = 16 980 000 руб.

Если доходы организации за 9 месяцев 2006 года не превысят этой суммы, то она вправе подавать заявление в инспекцию о переходе на новую систему налогообложения.

Обратите внимание: ограничение по величине доходов установлено только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут переходить на “упрощенку” даже в том случае, если их доходы за 9 месяцев текущего года превышают установленный предел.

Ограничение права на применение

Как фирма, так и предприниматель обязаны перейти на уплату налогов в общеустановленном порядке, если доход организации по итогам отчетного или налогового периода превысил установленный предел.

Отчетным периодом для плательщиков единого налога признается I квартал, первое полугодие, 9 месяцев, а налоговым периодом – календарный год (ст. 346.19 НК РФ). Поэтому сумму дохода следует считать нарастающим итогом с начала года. Предположим, что по итогам I квартала размер дохода от реализации у налогоплательщика не превысил установленного максимального предела, однако такое превышение стало очевидным по окончании апреля. В этом случае фирма или предприниматель обязаны перейти на общий режим налогообложения с 1 апреля текущего года.

Напомним, что доходы при УСН признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). А в их состав включаются доходы от реализации в соответствии со статьей 249 и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Налогового кодекса.

Обратите внимание: помимо этого “упрощенцы” должны включать в состав доходов и суммы авансов, которые поступили в кассу или на расчетный счет (письмо Минфина России от 05.07.2004 № 03-03-05/1/58), а также доходы, полученные в виде имущества безвозмездно или по договору мены. Доходы, полученные в натуральной форме, то есть в виде имущества или имущественных прав, учитываются по рыночным ценам (письмо МНС России от 26.05.2004 № 04-02-05/2/25). Подлежат учету для проверки условий применения УСН проценты по депозитным вкладам или займам, предоставленным другим организациям, поскольку они являются внереализационными доходами. Суммы же полученных займов и кредитов учитывать не нужно (письмо Минфина России от 30.09.2004 № 03-03-02-04/1/20).

В прошлом году предельная величина дохода, которая ограничивает право на применение “упрощенного” спецрежима, была установлена в размере 15 000 000 рублей. С 1 января 2006 года она составляет 20 000 000 рублей (Закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

Величина предельного размера доходов “упрощенцев” также должна ежегодно индексироваться (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Порядок индексации в этом случае точно такой же, как и при индексации предельного дохода, дающего право перехода на “упрощенку”. Поэтому в Налоговом кодексе он не описан отдельно, а дан в виде ссылки на пункт 2 статьи 346.12 кодекса, в котором идет речь об индексации предельного дохода при переходе на УСН. То есть предельная величина “упрощенного” дохода тоже должна ежегодно умножаться на коэффициент-дефлятор.

Как было отмечено выше, на 2006 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,132. Причем в приказе Минэкономразвития России № 284 сказано, что применять его необходимо как к величине предельного дохода, дающего право перехода на “упрощенку”, так и к величине предельного дохода, дающего право на применение этого спецрежима.

Поэтому все налогоплательщики единодушно решили, что в 2006 году предельная величина дохода “упрощенца”, которая дает право на применение “упрощенки”, с учетом коэффициента-дефлятора должна составлять 22 640 000 рублей (20 000 000 руб. x 1,132).

Минфин против

Однако, по мнению специалистов Минфина, в 2006 году увеличивать сумму предельного дохода, установленную Налоговым кодексом в размере 20 000 000 рублей, на величину коэффициента-дефлятора “упрощенцы” не должны. В отношении этого показателя коэффициент-дефлятор установленный на 2006 год, можно применять только в 2007 году. Отметим, что никаких аргументов в подтверждение своей позиции финансисты не привели.

Однако очевидно, что на 2007 год будет установлен другой коэффициент-дефлятор и предельную величину доходов, дающую право на применение “упрощенки”, нужно будет индексировать уже на два коэффициента-дефлятора. Именно такой порядок прописан в пункте 2 статьи 346.12 Налогового кодекса.

Тем не менее у специалистов Минфина иная точка зрения. Причем судя по доведению ее налоговой службой до нижестоящих инстанций, именно подход финансистов явится для инспекторов на местах руководством к действию.

Получается, что “упрощенцы”, доход которых в 2006 году окажется в пределе от 20 000 000 до 22 640 000 рублей, будут считаться утратившими право на применение УСН. Инспекторы будут требовать от них уплаты налогов в общеустановленном порядке начиная с того квартала, в котором величина доходов превысит 20 000 000 рублей. В противном случае плательщиков ожидают пени и штрафы.

Следует иметь в виду, что с начала 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ, которые установили внесудебный порядок взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков, а также изменили порядок взыскания недоимок по налогам и сборам, пеней с предпринимателей. Если сумма штрафа, который наложен на организацию, не превышает 50 000 рублей, а величина штрафа, наложенного на предпринимателя, оказалась меньше 5000 рублей, то инспекторы вправе взыскать эту плату без обращения в суд. Причем имеется в виду штраф, наложенный отдельно по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и отдельно по каждому иному нарушению налогового законодательства. Общая сумма штрафов, которые наложены на организацию или предпринимателя, во внимание не принимается.

Читать еще:  Вы меняете рубли на валюту

Следовательно, инспекторы могут оштрафовать “бывшего” пользователя “упрощенки” на 50 000 рублей по НДС, на 50 000 рублей по налогу на прибыль, а также по налогу на имущество и по ЕСН на ту же сумму. А затем взыскать общую сумму в бесспорном порядке. Доказывать же налоговым работникам, что “упрощенцы” действуют строго в рамках Налогового кодекса, очевидно, придется в суде.

Ограничения по выручке при УСН в 2019 — 2020 годах

УСН и критерии ее использования

Для того чтобы иметь возможность использовать в своей деятельности один из самых простых режимов налогообложения — упрощенку, юрлицу или ИП необходимо соответствовать ряду определенных числовых показателей (ст. 346.12 НК РФ):

  • Численность работающих — не больше 100 человек.
  • Остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн руб.
  • Доля участия других юрлиц — не более 25%.
  • Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Иными важными критериями являются (ст. 346.12 НК РФ):

  • Отсутствие филиалов.
  • Неосуществление определенной деятельности (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В случае если хотя бы один из перечисленных критериев перестает соблюдаться, применять УСН становится нельзя.

Лимит по УСН на 2019-2020 годы для планирующих переход на спецрежим

Если организация планирует перейти на УСН с очередного года, ей необходимо учитывать, что ее выручка за 9 месяцев текущего года тоже регламентирована. Лимит по УСН на 2019 год, превышение которого не позволит перейти на спецрежим с 2020 года, составляет 112,5 млн руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Установленный для перехода на упрощенку лимит УСН 2019-2020 действует только для организаций. Если перейти на УСН решит индивидуальный предприниматель, ограничение по размеру выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для него не установлено.

Оба предела (по доходу за 9 месяцев и для всего годового дохода) по УСН в 2019-2020 годах изменения (индексации) лимита доходов в зависимости от величины коэффициента-дефлятора не предусматривают. Указанные выше значения общего лимита доходов по УСН в 2019-2020 годах и лимита, установленного на 9 месяцев 2019-2020 годов, введены в применение с 2017 года.

Несмотря на то, что их индексация предусмотрена текстом ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, применение коэффициента-дефлятора к значениям лимита УСН на 2019-2020 годы не осуществляется, потому что индексация заморожена на период до 2021 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Размеры коэффициентов, запланированные на 2019 год, ищите здесь.

Лимит по УСН на 2019-2020 год для действующих компаний

Если доходы «упрощенца» в каком-либо из периодов 2019-2020 годов превысят установленный УСН-лимит доходов, равный 150 млн руб., он теряет возможность работать на УСН.

Лимит по УСН на 2019-2020 годы в части общей величины годового дохода будет применяться до 2021 года, не подвергаясь индексации.

Как коэффициенты-дефляторы в ближайшие годы будут влиять на лимит доходов по УСН, узнайте из этого сообщения.

Если вы решили добровольно перейти с УСН на иной режим налогообложения, прочтите сообщение «Уведомление об уходе с УСН обязательно».

Метод определения доходов при УСН

Доходы для определения лимита УСН на 2019-2020 годы, как и раньше, рассчитываются кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). Учитывать в них нужно также все авансы, которые поступили на расчетный счет или в кассу фирмы. Если же имел место возврат денег, то он также учитывается в том периоде, когда был осуществлен, но со знаком минус.

Подробнее о доходах, включаемых в расчет, читайте в этой статье.

Итоги

Планируя переход на УСН, организации должны учитывать лимит по УСН, установленный по отношению к доходам за 9 месяцев года, предшествующего переходу на этот спецрежим. Такой лимит УСН на 2019-2020 годы для ООО составляет 112,5 млн руб.

Действующие плательщики УСН (как организации, так и ИП) должны контролировать предельную величину годовой выручки, превышение которой влечет запрет на применение этого спецрежима. Доходный лимит УСН 2019-2020 годов равен 150 млн руб.

Доходы для определения лимитов УСН на 2019-2020 годы определяются кассовым методом.

Комментарии

Президиум ВАС России подтвердил, что при применении УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться

02 июля

Постановление Президиума ВАС России от 12.05.2009 N 12010/08

Один из вопросов, связанных с упрощенной системой налогообложения, который повлек за собой наибольшее количество споров, — это вопрос о порядке применения для целей УСН коэффициентов-дефляторов, а именно: должен ли для определения максимальной величины дохода использоваться только один коэффициент, утвержденный на текущий год, или же эти коэффициенты необходимо последовательно перемножать? В появившемся Постановлении Президиум ВАС России пришел к следующим выводам, которые должны предопределить развитие судебной практики по этому вопросу.

Читать еще:  Нужно ли платить ндфл с подарков

Напомним, что при применении упрощенной системы налогообложения на коэффициент-дефлятор корректируются 15-миллионная величина доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающая право организаций перейти на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4 ст. 346.13 Кодекса). Согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ указанные величины должны умножаться на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее.

Проблема возникла в связи с тем, что Минэкономразвития России, уполномоченное утверждать данный коэффициент, на каждый последующий год устанавливало все большие и большие его значения. В 2006 г. коэффициент был равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284), в 2007 г. он составлял 1,241 (Приказ от 03.11.2006 N 360), в 2008 г. — 1,34 (Приказ от 22.10.2007 N 357), а на 2009 г. его размер составляет 1,538 (Приказ от 12.11.2008 N 395). Минфин России в своих разъяснениях из года в год указывал, что использоваться должен только один коэффициент — установленный на текущий год, значение которого уже определено с учетом тех коэффициентов, которые применялись ранее. Однако НК РФ не предусматривает возможности устанавливать коэффициент-дефлятор с учетом ранее применявшихся коэффициентов, напротив, в Кодексе прямо говорится о необходимости перемножать коэффициенты при определении максимальных уровней доходов. Данный вопрос не раз освещался в выпусках нашего обзора (см. выпуски от 22.12.2006, от 28.11.2007, от 26.11.2008).

Судебной практики по данной проблеме практически не было. В двух Постановлениях (ФАС Уральского округа от 20.10.2008 N Ф09-6791/08-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А44-42/2008) была поддержана точка зрения налоговых органов. Однако то судебное дело, которое рассматривал ФАС Северо-Западного округа, попало в Президиум ВАС России для пересмотра.

Суд поддержал налогоплательщиков. В рассматриваемом Постановлении говорится следующее: из текста Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 (которым установлено значение коэффициента-дефлятора для целей УСН на 2007 г.) не следует, что этот коэффициент рассчитан с учетом размера предыдущего коэффициента. Требования же ст. 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор текущего года, но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее, являются императивными. Поэтому Президиум ВАС России указал, что предельный размер доходов по итогам 9 месяцев 2008 г., ограничивающий право перехода организации на УСН, должен быть не выше 21 072 180 руб. (15 млн руб. x 1,241 x 1,132).

Данное Постановление принято Президиумом ВАС России по конкретному делу, и в нем говорится только о переходе организаций на УСН с 1 января 2008 г. Оно не станет безусловным аргументом для налоговых органов, но очевидно, что это дело создаст ориентир для развития судебной практики по данной проблеме. Напомним, каковы предельные величины доходов, которые получаются при использовании только одного коэффициента, что признает верным Минфин, и при их перемножении, что теперь поддержано Президиумом ВАС России:

— предельный размер доходов за 9 месяцев 2007 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН с 1 января 2008 г., равен 18 615 000 руб. (по мнению Минфина) или же 21 072 180 руб. (если последовательно перемножить 15 млн. руб. на коэффициенты 1,132 и 1,241);

— предельный размер доходов в 2007 г., с превышением которого налогоплательщики теряли право применять УСН, равен 24 820 000 руб. (при использовании в расчетах одного коэффициента на 2007 г., равного 1,241) или 28 096 240 руб. (при последовательном перемножении коэффициентов);

— максимальный размер доходов за 9 месяцев 2008 г., при котором организации вправе были перейти на УСН с 1 января 2009 г., соответственно равен 20 100 000 руб. или 28 236 721 руб.;

— предельный размер доходов в 2008 г., при превышении которого организации и предприниматели теряли право применять УСН, равен 26 800 000 руб. или 37 648 962 руб.;

— предельный размер доходов за 9 месяцев 2009 г., при котором организации могут перейти на УСН с 1 января 2010 г., равен 23 070 000 руб. или 43 428 077 руб.;

— предельный размер доходов в 2009 г., с превышением которого налогоплательщики теряют право применять УСН, равен 30 760 000 руб. или 57 904 103 руб.

В первую очередь появившееся Постановление Президиума ВАС России будет полезно тем организациям, которые подавали заявление о переходе на УСН, но налоговый орган отказал им в применении упрощенной системы налогообложения, а также тем налогоплательщикам, которые вынуждены были вернуться на общий режим налогообложения в связи с превышением того уровня доходов, о котором говорил Минфин в своих письмах. Они вправе будут подать уточненные декларации по УСН и потребовать зачета либо возврата налогов, излишне уплаченных по общему режиму налогообложения, а при отказе со стороны инспекции — обратиться в арбитражный суд. Выводы Президиума ВАС России будут применимы и при возникновении разногласий с налоговыми органами относительно предельного размера доходов при применении УСН в 2009 г., а также переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию