0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осуществляется первоначальная постановка на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется специальными комиссиями в отношении каждого лица мужского пола, даже если такое лицо не подлежит дальнейшему призыву на службу по причине, например, какой-либо болезни. Вот почему для потенциального призывника, а также для его работодателя (или организации, в которой он обучается) крайне важно знать основные аспекты постановки на учет.

Цель и суть воинского учета

Мужская часть населения страны обязана исполнять воинский долг, т. е. отслужить в армии. Для этого и организуется воинский учет, который можно определить как систему регистрации всех потенциальных призывников в единой системе учета, с помощью которой органы государственной власти получают возможность своевременно отслеживать факты неисполнения (уклонения от исполнения) призывниками воинской обязанности.

Основными нормативными документами, регулирующими вопрос постановки на учет лиц мужского пола в России, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Положение № 719 (п. 2) определяет цель воинского учета в следующем:

  • при мирной обстановке в стране и отсутствии военных конфликтов — своевременно и полно обеспечивать Вооруженные силы РФ необходимым количеством призывников;
  • в случае угрозы безопасности страны и возникновения военного конфликта — своевременно мобилизовать людей, в том числе находящихся в запасе. При этом в данном контексте законодатель ставит цель как мобилизовать военнообязанных лиц в запасе, тем самым обеспечив вооруженные силы кадрами, так и удовлетворить потребность государства в трудовых ресурсах (за счет прикрепления руководителей и сотрудников, находящихся в запасе конкретных госорганов, к таким госорганам).

Для того чтобы обеспечить корректный учет всех людских ресурсов призывного возраста, органы госвласти должны своевременно собирать информацию о потенциальной численности и составе лиц, подлежащих призыву/мобилизации, объединять ее в однородные по какому-либо признаку группы, а также корректно и эффективно анализировать эти сведения.

За организацию и функционирование воинского учета несут ответственность как крупные госструктуры (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (п. 5 Положения № 719). Непосредственно же сам учет каждого отдельно взятого лица, являющегося частью мобилизационного ресурса страны, обеспечивается военными комиссариатами (либо, если их нет, органами местного самоуправления), а также организациями, в которых такие лица работают (п. 7, 9 Положения № 719).

О том, все ли компании должны вести воинский учет, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

О том, с помощью какой формы работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Как же именно осуществляется воинский учет и постановка на него?

Как осуществляется воинский учет: общие правила

Независимо от того, кто именно осуществляет воинский учет (военкомат, орган местного самоуправления или организация), состав лиц, которые должны подлежать учету, таков:

  • призывники, т. е. мужчины в возрасте от 18 до 27 лет;
  • военнообязанные.

К последним относится довольно широкий перечень лиц, которые могут не подлежать призыву в армию (либо уже отслужили), но воинская обязанность для них всё равно установлена законодателем:

  • лица, находящиеся в запасе;
  • лица, которые были освобождены от службы в армии (или которым была предоставлена отсрочка, но по достижении 27 лет они так и не были призваны в армию);
  • лица, которые ранее прошли альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военные специальности (п. 14 Положения № 719).

При этом некоторые категории граждан не подлежат воинскому учету вовсе. К ним относятся, в частности, освобожденные от исполнения воинской обязанности, заключенные, женщины (за исключением указанных выше), лица, постоянно проживающие за рубежом и др. (п. 15 Положения № 719).

Сам воинский учет может быть 2 видов: общий и специальный. Специальный учет предназначен для отслеживания информации о военнообязанных специалистах, которые были ранее прикреплены к каким-либо органам госвласти на период мобилизации, а также о кадрах, которые проходят службу в правоохранительных, пожарных службах, а также в службах исполнения наказания и контроля за оборотом наркотиков (п. 16 Положения № 719). Все остальные стоят на общем воинском учете.

Первоначальная постановка на воинский учет

Итак, все военнообязанные лица должны состоять на воинском учете. Для этого законодатель установил механизм первоначальной постановки на воинский учет, который является обязанностью призывников.

В первый раз встать на воинский учет должно любое лицо мужского пола в тот год, когда ему исполнится 17 лет. При этом это нужно сделать в период с 1 января по 31 марта соответствующего года (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! Встать первый раз на учет нужно именно в год исполнения 17 лет, а не в год, когда 17 лет уже исполнилось. К примеру, если 17 лет исполняется в октябре 2016 года, то такое лицо обязано встать на воинский учет до 31 марта этого года.

Однако если же призывник не явился в установленные сроки в военкомат, то он может быть поставлен на воинский учет и после, в течение всего года. Кроме того, круглый год осуществляется первоначальная постановка на воинский учет женщин (сразу после присвоения им воинской специальности), лиц, только что получивших российское гражданство или переехавших на постоянное место жительства в РФ, а также для отбывших наказание заключенных (сразу после освобождения).

По общему правилу военкомат направляет призывнику повестку, в которой извещает о необходимости явиться в указанное время с целью первоначальной постановки его на воинский учет. Получив данную повестку, призывник не имеет права не прийти. При этом если он работает или учится, то должностные лица этих организаций должны предоставить ему возможность явиться в военкомат ко времени, указанному в повестке (пп. 2, 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Читать еще:  Профессиональные навыки главного бухгалтера в резюме

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется на основании решения специально созданной комиссии (п. 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Состав такой комиссии меняется, но принципиально в нее должны входить следующие специалисты:

  • представитель военкомата (председатель комиссии);
  • представитель местной администрации;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи.

Комиссия в указанном составе рассматривает каждого потенциального кандидата с тем, чтобы определить, насколько он может быть допущен к исполнению воинской обязанности.

Однако, чтобы быть допущенным до заседания комиссии, кандидат к постановке на учет должен пройти медобследования, а также профессиональный психологический отбор, организация которых является ответственностью комиссии (п. 6 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

По итогам заседания комиссии лицо может быть признано:

  • годным к прохождению службы;
  • ограниченно годным;
  • негодным, в связи с чем такое лицо должно быть освобождено от воинской обязанности.

После вынесения решения по кандидату председатель комиссии должен объявить его непосредственно самому кандидату, а также разъяснить ему дальнейшие обязанности в отношении воинского учета (п. 7 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Первичная постановка на воинский учет

Выше было указано, что первоначальную постановку граждан на воинский учет осуществляет военкомат по месту жительства призывников. Однако, как воинский учет реализуется на территориях, где нет каких-либо подразделений военкомата?

Специально для таких территорий законодатель ввел специальный подвид воинского учета — первичный учет. По сути, это тот же самый воинский учет, но который, в отличие от стандартного, осуществляется уже не военкоматами, а органами местного самоуправления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первичный учет осуществляется только на территориях, где нет военкоматов. Поэтому законодатель наделяет органы местного самоуправления таких территорий полномочиями вести воинский учет; эти полномочия и называются первичным учетом (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

Указанные органы также осуществляют учет граждан, как постоянно проживающих на подведомственных им территориях, так и временно прибывших.

Органы местного самоуправления осуществляют воинский учет по аналогии с военными комиссариатами: собирают информацию о военнообязанных гражданах, поддерживают ее в актуальном состоянии, осуществляют постановку на учет (и снятие с него). Кроме того, они обязаны предоставлять в военкоматы всю актуальную информацию о потенциальных призывниках, а также иную информацию о военнообязанных гражданах по запросу военкомата (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! В случае если на рассматриваемой территории создается военкомат, то с 1-го числа следующего месяца органы местного самоуправления прекращают ведение первичного воинского учета.

Итоги

Первоначальную постановку граждан на воинский учет военкомат должен осуществить в отношении каждого лица мужского пола, достигшего возраста 17 лет. При этом если потенциальный призывник учится или работает, то его организация (в которой он трудится/обучается) должна поспособствовать тому, чтобы он вовремя явился в назначенный день в военкомат для постановки на учет. Каждый призывник проходит комиссию, на которой и определяется, в состоянии ли он исполнить воинский долг или его следует от него освободить. Если на территории, где проживает военнообязанный, отсутствует военкомат, то постановку на учет (первичный учет) осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.

Как осуществляется первоначальная постановка на воинский учет?

В Российской Федерации первоначальная постановка на воинский учет определяется федеральным законом от 28.03. 1998 г. номер 53 «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями и дополнениями от 13.07. 2015 г.) и «Положением о воинском учёте», утвержденным 27.11.2006 года.

Воинский учет в Российской Федерации

Воинский учет (ВУ) — это государственная система регистрации и анализа призывных и мобилизованных граждан, которые имеются в стране. Он делится на специальный и общий. Первый вид учета включает в себя регистрацию военнообязанных, которые закреплены за организациями, учреждениями и федеральными или местными органами власти, на время войны и в период мобилизации. А также на специальном ВУ состоят граждане, проходящие службу в ОВД, Противопожарной Государственной службе, структурах уголовно-исполнительной системы, государственных учреждениях по контролю над оборотом наркотиков и психотропных веществ в должностях рядовых или руководящего состава. Все остальные военнообязанные лица состоят на ВУ общего типа.

Жизнедеятельность системы воинского учета обеспечивают Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки, органы ФСБ РФ и органы исполнительной власти на региональном и местном уровнях.

Неподлежащие воинскому учету граждане

Граждане Российской Федерации обязаны состоять на ВУ, все кроме:

  • женщин, которые не имеют военно-учетные специальности, такого рода профессии закреплены в приложении к Положению о ВУ;
  • лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  • граждан, проходящих воинскую службу;
  • людей, которые постоянно проживают не на территории России.

Лица, живущие за пределами страны, желающие проходить службу по военному призыву на воинских должностях, которые замещаются солдатами и матросами, старшинами и сержантами в Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских формированиях и учреждениях, могут быть поставлены на ВУ в определенные перечнем Головного штаба Вооруженных Сил РФ комиссариатах на территории России.

Обязанности граждан РФ по воинскому учету

Лица, подлежащие ВУ в Российской Федерации, обязаны:

  • Быть зарегестрированными в военном комиссариате по месту жительства, в органах местного самоуправления в населенных пунктах, где нет комиссариатов, в Службе внешней разведки России или органах ФСБРФ в случае, если гражданин является офицером или пребывает в запасе данных структур. Для становления на ВУ обычных граждан производится первоначальная постановка на воинский учет в 16 лет.
  • Являться по вызову в орган, реализующий воинский учет, в назначенное время, взяв с собой военный билет или удостоверение лица, подлежащего призыву на службу, паспорт и водительские права (при их наличии).
  • В случаях увольнения в запас явиться в комиссариат по месту проживания для постановки на ВУ на протяжении 2-х недель с момента отчисления из списков граждан, входящих в личный состав воинской части.
  • Сообщать в орган, производящий воинский учет, сведения о смене семейного положения, места работы, занимаемой должности, образования, места проживания в пределах района, города, не имеющего районного деления или муниципального образования, не позднее 2-х недель с момента их наступления.
  • Производить снятие с ВУ при переезде на другое место жительства или пункт пребывания на срок более 3-х месяцев, при выезде заграницу на период более 6-ти месяцев, а также становиться на учет на территории нового места нахождения не позднее 2-х недель с момента прибытия или возвращения в Россию.
  • Сохранять военный билет в хорошем состоянии, а в случае его утраты на протяжении двух недель обратиться за его восстановлением в комиссариат.
Читать еще:  Составляем письменный отказ в приеме на работу

Первичный ВУ и первоначальная постановка на ВУ

Изначальный (первичный) ВУ производится структурными подразделениями военных комиссариатов, а в случае отсутствия таковых, органами местного самоуправления.

Местные органы власти, наделенные соответствующими полномочиями, должны ежегодно до первого октября предоставлять комиссариату списки лиц мужского пола, которые достигли 16-ти лет, а до первого ноября — перечнь граждан, которым будет необходима первоначальная постановка на воинский учет в последующем году.

При проведении первичного ВУ компетентными на то органами производится сбор всей необходимой о гражданине информации, которая хранится и обрабатывается согласно порядку, установленному законодательством РФ в сфере защиты персональных данных, а также Положением о ВУ.

Сведения собираются до прибытия гражданина в комиссариат, а также и во время того, как производится первоначальная постановка на воинский учет. Документы ВУ должны содержать сведения:

  • ФИО гражданина;
  • дата рождения;
  • вес, рост, окружности грудной клетки, живота и т.д;
  • место пребывания или жительства;
  • место работы;
  • образование;
  • семейное положение;
  • владение иностранными языками;
  • пригодность к службе по состоянию здоровья;
  • профпригодность к изучению военно-учетных специальностей и к службе на воинских должностях;
  • имеющиеся военно-учетные и гражданские специальности;
  • имеющиеся спортивные разряды, звания;
  • наличие возбужденных или прекращенных уголовных дел;
  • наличие судимости;
  • прохождение военных сборов;
  • прохождение службы военной или альтернативной гражданской;
  • не прохождение службы по призыву без законных на то оснований;
  • постановление гражданина на специальный ВУ;
  • нахождение в мобилизационном резерве.

Кто производит первоначальную постановку на ВУ

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется военным комиссариатом через свои региональные (местные) подразделения на местах жительства призывников. А также в пунктах их пребывания в случае, когда человек прибыл на место нахождения на срок более трех месяцев или проходит там альтернативную службу гражданского характера.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола проводится комиссией, создаваемой решением вышестоящего должностного лица субъекта страны по представлению военного комиссара в городском округе, муниципалитете, районе или на внутригородской территории населенных пунктов федерального значения.

Сроки проведения первоначального учета

В случае когда граждане работают или обучаются, руководители соответствующих организаций обязаны обеспечить возможность своевременной явки в военный комиссариат по повестке. А те лица, которые не имеют места работы (обучения) обязаны при получении соответствующей повестки лично прибыть в указанное время и место для изначальной регистрации в соответствующих органах.

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1-го января по 31-е марта того года, в котором будущему защитнику родины исполняется 17 лет. В ситуации когда человек, относящийся к категории лиц неподлежащих воинскому учету, меняет свой статус (например, женщина получает военно-учетную специальность или человек без гражданства получает его), комиссариат вправе вызвать данное лицо для первоначальной постановки на учет на протяжении всего календарного года.

Состав комиссии

Первоначальная постановка на воинский учет граждан реализуется специальной комиссией, в состав которой входят:

  • председатель комиссии, которым является должностное лицо из соответствующего военного комиссариата;
  • представитель администрации местного уровня;
  • профессионал в области отбора людей по психологическим критериям;
  • секретарь;
  • врачи-специалисты (хирург, психиатр, невролог, терапевт, окулист, лор, стоматолог и другие специалисты в случае необходимости).

Обязанности комиссии по постановке на учет

В обязанности комиссии, с помощью которой производится первоначальная постановка на воинский учет, входят:

  • организация медицинского освидетельствования людей для выявления их пригодности к службе военного типа по состоянию здоровья;
  • проведение процедур по профессиональной психологической выборке граждан для выявления их годности к обучению по специальностям военного профиля;
  • принятие решения о постановке на военный учет.

Во время проведения медицинского обследования специалисты изучают все документы, предоставленные предпризывником, касающиеся его состояния здоровья, проводят самостоятельный осмотр гражданина, оценивая в том числе его физическое развитие.

Решение комиссии

Завершается первоначальная постановка на воинский учет граждан вынесением и оглашением решения комиссии, которое производится председателем или секретарем, вместе с объяснениями предпризывнику его обязанностей в данной области.

Вынесенный вердикт может быть следующим:

  • поставить гражданина на воинский учет;
  • направить решение на рассмотрение призывной комиссии о зачислении в запас человека, который признан ограниченно годным к службе;
  • направить решение на рассмотрение призывной комиссии об освобождении от выполнения воинской обязанности лица, признанного негодным к службе военного характера.

Первоначальная постановка на воинский учет позволяет государству обладать информацией о количестве годных к воинской службе граждан, грамотно распределять их среди имеющихся воинских подразделений. А также дает возможность гражданам заранее быть осведомленными о своем статусе в данной области и в случае несогласия с решением комиссии заблаговременно его опротестовать, обратившись с жалобой не позже 3-х месяцев с момента вынесения вердикта комиссией в вышестоящее подразделение комиссариата, прокуратуру или районный суд.

Читать еще:  Как проверить работодателя на собеседовании

Первоначальная постановка на воинский учет

Граждане РФ принимаются на учет в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по первоначальной постановке на воинский учет:

  • юноши — с 1 января по 31 марта;
  • девушки, получившие военно-учетные специальности, — в течение всего календарного года.

По повестке военкомата они обязаны явиться на медицинское освидетельствование и заседание комиссии с документами, указанными в повестке.

Медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами, персональный состав которых утверждается председателем комиссии.

До освидетельствования призывники по направлению военкомата должны пройти обязательные диагностические исследования (не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования), в частности:

  • флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок);
  • измерение роста и массы тела.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей.

Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно.

Категории годности призывников к военной службе содержатся в Положении о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании состояния здоровья граждан:

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» — временно не годен к военной службе;
  • «Д» — не годен к военной службе.

Перечень заболеваний, категории годности к военной службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для службы по отдельным военно-учетным специальностям и для учебы в военно-учебных заведениях приведены в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет председатель комиссии может, кроме того, принять решение о годности призывника к обучению по военно-учетным специальностям и управлению транспортными средствами.

При невозможности принять решение самостоятельно комиссия направляет призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Независимая экспертиза производится за счет гражданина в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы.

Если призывник нуждается в продолжительном (свыше 3 месяцев) медицинском обследовании (лечении), комиссия выносит заключение о его временной негодности к военной службе на срок до 12 месяцев.

Направление на обследование (лечение) выдается призывнику на руки при объявлении ему решения комиссии. В направлении должны быть указаны: наименование медицинского учреждения, выдавшего направление, фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в медицинское учреждение.

В случае направления на оперативное лечение в листе медицинского освидетельствования должна быть сделана отметка о согласии призывника на операцию, скрепленная его личной подписью.

Бланк направления должен иметь угловой штамп, печать военного комиссариата и подпись военного комиссара или его заместителя, а также номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний комиссии.

К направлению на обследование (лечение) должны быть приложены два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника.

Своевременность обследования (лечения) контролируется военкоматом. По его завершении составляется акт исследования состояния здоровья призывника. Уклонение от первичного и последующих медицинских освидетельствований влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Участие в лечебно-оздоровительных мероприятиях относится к правам, а не к обязанностям призывника. Он сам должен прийти в медицинское учреждение с жалобой на состояние своего здоровья.

Постановка на воинский учет еще не означает, что гражданину в обязательном порядке придется служить в армии. Призывнику на этом этапе (под личную подпись) выдается лишь удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с соответствующим штампом военкомата, разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии.

Пример

ВОПРОС: Военкомат прислал повестку на медицинское освидетельствование юноше, которому не исполнилось 18 лет. Обязан ли тот выполнить предписание повестки?

ОТВЕТ: Обязан, если медкомиссия назначена в период с 1 января по 31 марта. Встать на воинский учет гражданин должен в год, когда ему исполняется 17 лет, а не 18. Несмотря на то, что призывной возраст еще не наступил, гражданин является военнообязанным, а воинский учет входит в понятие воинской обязанности. Военкомат должен завести на юношу «карточку призывника». После медицинского освидетельствования комиссия должна определить, годен ли он к военной службе. Возможно, ему придется пройти что-то вроде психологического отбора (ответить на вопросы анкеты). Военкомат должен также определить, в какие войска в будущем его лучше направить. После этого юноша вернется домой. Призвать его на военную службу до 18 лет нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector