8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФЗ 115 с последними изменениями

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

» Вы можете не читать 115-ФЗ. Выживание не является обязанностью, » — это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: «Вы можете не изменяться . Выживание не является обязанностью».

Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета . Неопределенность и непонимание механизмов — пугают. Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Добавьте себе в закладки этот мини-справочник.

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом : только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний. Вот ссылка на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных. Их будет достаточно , чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.

Федеральный закон 115-ФЗ

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В законе 2 обязанности банка:

  • фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии ;
  • фиксация сделок, которые носят сомнительный характер : ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА , потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем ( ОСОБЕННО. добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ .

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не синонимы!

Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение : классифицировать сделку, как подозрительную или нет. Если да, то банк отказывает в проведении операции , а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.

Не так страшна сама подозрительная сделка, как факт отказа по ней.

С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТ а.

Вот эти отказы банка, это и есть прямое попадание для компании в стоп-лист: отказ от открытия счета, отказ от проведения операции, отказ от дальнейшего обслуживания.

Ссылка на 115-ФЗ ( в бесплатной версии системы Консультант Плюс).

Положение 375-П о правилах внутреннего контроля

Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 02.03.12, №375-П

В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО , но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.

В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.

Ссылка на положение 375-П на сайте Росфинмониторинга (3-е в списке): http://www.fedsfm.ru/documents/cbr

Положение 550-П

Положение ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 « Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом»

В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).

Ссылка на положение 550-П на сайте Банка России: http://www.cbr.ru/analytics/Default.aspx?PrtID=na_vr&docid=122

Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17

«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»(утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)

Это свежие рекомендации Банка России по выявлению подозрительных операций. Они, можно сказать, расширили сферу применения 115-ФЗ, потому что в них идет речь не только о выявлении транзитных операций по отмыванию преступных доходов, но и об уклонении от уплаты налогов. Банки должны их выявлять и пресекать.

Читать еще:  ОКВЭД пониженных тарифов страховых взносов obugaltere

В соответствии с этими методическими рекомендациями налоговая нагрузка 0,9% от оборота или чуть выше — это ПРИЗНАК СОМНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ .

Также приведены и другие критерии: заработная плата ниже прожиточного минимума, уплата НДФЛ без уплаты страховых взносов, отсутствие арендных платежей, отсутствие связи между основаниями зачисления и списания денежных средств. Кроме этого, Банк России рекомендует банкам проверять IP-адреса устройств, с которых производится обмен информацией , на предмет совпадения с адресами других контрагентов, особенно тех, кто уже попал в список сомнительных.

Ссылка на документ на сайте ЦБ: http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves170727_063.pdf (он начинается на странице 44)

Методические рекомендации 29-МР

«Методические рекомендации о подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента» (утв. Банком России 10.11.2017 N 29-МР)

Описана процедура выхода из черного списка .

Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении ранее направленных сведений, если выяснится, что основания, по которым было принято решение об отказе, не связаны с наличием риска отмывания денег и финансирования терроризма.

Ссылка на документ на сайте ЦБ: https://www.cbr.ru/today/files/20171110_29-%D0%9C%D0%A0.pdf

Информационное письмо ЦБ от 15.06.17 №ИН-014-12/29

Информационное письмо Банка России от 15.06.2017 N ИН-014-12/29″Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента»

Это письмо поможет тем, кто пытается открыть расчетный счет после попадания в стоп-лист. В нем сказано, что сведения об отказах не являются САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ основанием для принятия НОВОГО решения об отказе.

Ссылка на письмо на сайте ЦБ (смотреть страницу 66): https://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves170621_053.pdf

Письмо о повышении внимания 236-Т

Письмо банка России «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» №236-Т от 31.12.14

Дополнительный признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.

Для определения размера налоговой нагрузки банкам рекомендовано запрашивать у клиентов документы, подтверждающие уплату и размер начисленных налогов.

Ссылка на письмо на сайте ЦБ: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/236-T.pdf

Письмо Банка России от 31.05.2016 N 12-1-11/1229

«Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»бобщение практики применения 115-ФЗ» №12-1-11/1229 от 31.05.16

Это письмо примечательно тем, что ЦБ разъяснил, если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. В случае отсутствия другого работающего счета, можно направить в банк распоряжение о перечислении денег на счет третьего лица (пункт 6 письма) .

Ссылка на документ на сайте ЦБ: https://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/letter_1229.pdf

Сегодня законодательство с Вами изучала Елена Позднякова , основатель бухгалтерского кадрового агентства » Финвер «

В качестве бонуса, информация для тех, кто дочитал. На днях мы ждем вступление в силу поправок в 115-ФЗ, которые закрепят на законодательном уровне выход из СТОП-ЛИСТА . Госдума приняла поправки в третьем чтении 22 декабря 2017 и теперь нужно дождаться одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Поэтому я не говорю о них пока подробно, но держу вопрос на контроле и ЖДУ КОГДА ВСТУПИТ В СИЛУ, САМЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ ЗАКОН ГОДА! Давайте ждать вместе (ну, в смысле, подписывайтесь 🙂 )

И напоследок, ссылка на список лиц, в отношении, которых действительно имеются сведения о причастности к терроризму, на сайте Росфинмониторинга . Если Вас там нет, то остальное поправимо! Много других интересных статей на тему 115-ФЗ на канале Финвер в Яндекс Дзен .

Читать еще:  Обязан ли работодатель индексировать заработную плату

Внесены изменения в Федеральный закон № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

С 1 ноября 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство».

Так, с 1 ноября 2019 г. будут расширены категории граждан, которые могут получить разрешение на временное проживание без квоты.

Так, без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть также выдано иностранному гражданину:

— который не достиг возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которого является иностранным гражданином и временно проживает в Российской Федерации, — на срок временного проживания его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

— являющемуся гражданином государства, входившего в состав СССР, и получившему профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

— являющемуся гражданином Украины или лицом без гражданства, постоянно проживавшими на территории Украины, признанными беженцами либо получившими временное убежище на территории Российской Федерации;

Другая новелла затронет определенную категорию граждан, которые смогут получить вид на жительство, минуя стадию оформления разрешения на временное проживание.

К таким иностранным гражданам, в том числе относятся:

— иностранные граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР;

— иностранные граждане, которые не достигли возраста восемнадцати лет и родители (усыновители, опекуны, попечители) которых являются иностранными гражданами и постоянно проживают в Российской Федерации по виду на жительство;

— иностранные граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет, получающие вид на жительство совместно с родителями (усыновителями, опекунами, попечителями) — иностранными гражданами;

— иностранные граждане, имеющие родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации;

— иностранные граждане, осуществлявшие не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого иностранного гражданина работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— иностранные граждане, успешно освоившие в Российской Федерации имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования по очной форме обучения и получившие документ об образовании и о квалификации с отличием;

Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, который выдается на срок действия разрешения на работу.

Вид на жительство подлежит замене в случае достижения иностранным гражданином возраста четырнадцати лет, двадцати лет и сорока пяти лет;

Также изменился порядок подачи иностранным гражданином, проживающим по виду на жительство уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Так, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства — по месту пребывания).

Изменились и дополнились основания для аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Читать еще:  Правовое регулирование страхования профессиональной ответственности в России

Так, например, разрешение или вид на жительство аннулируется, если иностранный гражданин находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по определенным обстоятельствам.

Также разрешение или вид на жительство аннулируется, если иностранный гражданин обратился с заявлением об аннулировании выданного ему разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Вид на жительство аннулируется, если иностранный гражданин непрерывно в течение любых двух календарных лет после получения вида на жительства не уведомлял о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

УВМ УМВД России по Приморскому краю

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, — по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector