8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эксперты нашли проблемы в информатизации здравоохранения

Возможно ли преодолеть проблемы в информатизации медицины?

Компания «Энвижн Груп» приняла участие в программном обсуждении вопросов

Москва, 17 июля 2006 г. В начале июля 2006 года Центром развития информационного общества (РИО-Центр) и Российской ассоциацией телемедицины проведен круглый стол «Информатизация медицины в рамках Приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение»: проблемы и предложения по их решению». В мероприятии приняли участие специалисты Министерства РФ по связи и информатизации, Министерства здравоохранения России, департамента реализации национальных проектов Правительства РФ, Госдумы РФ, представители региональных администраций, крупных медицинских центров, страховых компаний, а также руководители российских ИТ-компаний.

На круглом столе была выражена озабоченность ситуацией, которая сложилась в информатизации отрасли здравоохранения, а также предложены конкретные меры, которые необходимо предпринять в самое ближайшее время с целью реального использования информационных технологий в решении проблемы вывода российского здравоохранения из кризиса. Распространение и эффективное применение ИКТ в сфере здравоохранения затрудняется, по мнению участников круглого стола, из-за отсутствия ясной концепции и четкой государственной стратегии информатизации данной сферы, нескоординированности усилий органов власти и государственного управления, недостаточности и нерациональной организации бюджетного финансирования. Многие проблемы внедрения ИКТ связаны с отсутствием нормативно-правовой базы для перехода на электронную форму документооборота в сфере здравоохранения и оказания телемедицинских услуг, а также с отсутствием отраслевых стандартов, системы сертификации ИКТ и лицензирования новых видов деятельности в медицине.Кроме того, на круглом столе обсуждались различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в медицине и, в частности, на комплексный подход к вопросу организации межведомственного информационного обмена, предполагающего консолидированное использование информационных ресурсов различных медицинских, научно-исследовательских и фармацевтических организаций, а также страховых компаний и органов государственной власти, причастных к здравоохранению. Особое внимание в ряде выступлений было обращено на необходимость преодоления разрыва между концентрацией лучших врачей в ведущих медицинских центрах Москвы и низким уровнем обеспеченности высококвалифицированными специалистами других регионов страны. Существенное удорожание пассажирских перевозок выдвигает создание сети телемедицинских услуг в число приоритетов информатизации здравоохранения, обеспечивающих общедоступность и единый стандарт качества медицинского обслуживания в любом учреждении здравоохранения независимо от его территориального положения и ведомственной принадлежности. Особое значение это имеет для медицинского обслуживания лиц, проживающих или временно находящихся в отдаленных или труднодоступных районах, а также в очагах массовых поражений и чрезвычайных ситуациях.Важным для удобства населения и повышения эффективности медицинской помощи является введение электронных карт здоровья населения и создание центров обработки и хранения медицинских данных. Это позволит сделать информацию о состоянии здоровья гражданина доступной, независимо от места его нахождения. Признано необходимым быстрейшее создание системы мониторинга наличия лекарств в аптеках с доступом через Интернет. Повышению эффективности работы скорой помощи могло бы способствовать создание системы профессиональной радиосвязи с оснащением транспортных средств и лечебных учреждений соответствующим оборудованием.Выступившее на круглом столе руководители информационно-технологических компаний, в частности, «Энвижн Груп», представили своё видение решения проблемы информатизации здравоохранения. На заседании Круглого стола было подчеркнуто, что информационная отрасль России сегодня уже готова решить эту задачу. Для этого уже подготовлены не только отдельные системы, решающие частные задачи информатизации, но и комплексные решения для широкого внедрения телемедицины и информационных технологий в систему здравоохранения в целом.С учетом проведенного обсуждения участники круглого стола подготовили предложения для Департамента приоритетных национальных проектов Правительства Российской Федерации.

Эксперты ОНФ: Информатизация сферы здравоохранения должна быть полностью завершена

Представители ОНФ заявили о необходимости полноценного внедрения современных технологий телемедицины, однако до этого предстоит решить ряд серьезных проблем. Это работа Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и отдельных ее подсистем, применение телемедицины в здравоохранении, несовершенство нормативно-правовой практики. Об этом рассказали участники заседания, посвященного информатизации здравоохранения, которое прошло на площадке ОНФ . Эксперты Народного фронта обобщат озвученные по каждой из тем предложения в рамках итоговой резолюции мероприятия, которая затем будет направлена в адрес правительства РФ .

Основной темой для обсуждения стало создание и внедрение ЕГИСЗ. Концепция системы была утверждена еще в 2011 г. Минздравсоцразвитием России , рассказал член Центрального штаба ОНФ , директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль . Ее цель — эффективная информационная поддержка системы медицинской помощи по всей стране. Однако, как отметили эксперты ОНФ , система на данный момент полностью так и не заработала, в большинстве регионов существуют лишь отдельные ее подсистемы, при этом, федеральные и региональные затраты на реализацию уже составили свыше 21 млрд. руб. за последние четыре года и требуют постоянных расходов на поддержание системы.

Директор департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ Елена Бойко сказала, что уровень внедрения ЕГИСЗ составляет 50%. Она также уточнила, что регионы внедряют не ЕГИСЗ, а разрабатывают информационные системы субъектов медорганизаций с целью подключения к федеральной системе.

«Можно говорить о том, насколько реализована дорожная карта, в которой около 10 основных показателей. Все они не выполнены пока ни в одном субъекте. Среди таких показателей, например, внедрение информационной системы, запуск электронных рецептов и лабораторий. Так, в одном регионе могут быть подключены все врачи, но может не быть централизованных лабораторий или же не запущен центральный архив медицинских изображений», — пояснила представитель Минздрава.

Читать еще:  Идеальный руководитель каким он должен быть качества и особенности

О том, как важно масштабировать позитивные практики, а также объяснять и пациентам, и врачам, что им даст информатизация здравоохранения, рассказал первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации Игорь Каграманян : «Нам уже удалось преодолеть важнейший психологический феномен. Средства, которые должны были оптимизировать работу, часто воспринимались с недоверием. Высказывались сомнения по поводу того, насколько это приживется в отрасли. Мы видим, что прижилось и, более того, широко применяется. При этом, новые технологии существенно изменят процесс лечебно-диагностической помощи – это очень важно в нашей огромной стране».

По его словам, важно также оценить экономический эффект от внедрения информационных технологий. Высвобождение временных и трудовых затрат благодаря ЕГИСЗ должно привести к повышению доступности и качества медпомощи.

Что касается самих пациентов, то как рассказал сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов , руководитель Общественного совета по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов , зачастую граждане вообще не знают, что такое электронная карта, а многие в принципе не имеют доступа к интернету. Пациенты жалуются на то, что помимо электронной записи, параллельно есть и живая очередь. Из позитивного – количество очередей во многих случаях действительно уменьшилось, кроме этого, появилась возможность получить более полную информацию о медучреждении, а также оставить о нем свой отзыв.

«Сам по себе процесс информатизации, особенно в городах, идет. Для того, чтобы совместными усилиями реагировать на то, что еще недостаточно хорошо работает в рамках информатизации, мы готовы предоставить Минздраву всю имеющуюся у нас информацию по регионам», — отметил Власов .

Еще одна проблема, связанная с информатизацией здравоохранения, заключается в том, что не до конца урегулирована нормативно-правовая база. Народный фронт неоднократно указывал на то, что ряд документов, выпущенных Минздравом, требует доработки. Так, до сих пор нет правового основания для отказа от бумажных медицинских документов, в связи с чем врачи вынуждены выполнять двойную работу – вносить данные в компьютерную программу и заполнять бумажные документы. Также требует уточнения порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Это касается порядка оплаты за проведение консультаций, ответственности врача и использования персональных данных.

Участники мероприятия напомнили, что в мае этого года правительство РФ одобрило законопроект о телемедицине, который вступает в силу в 2018 г. Он предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, то есть можно будет проводить дистанционные консилиумы врачей, а также оказывать консультации пациентам, выписывать им электронные рецепты и справки. Профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции ( РПА Минюста России ) Антонина Чупрова обратила внимание на то, что телемедицина повысит качество оказания медпомощи, однако есть проблема с тем, что пока не разработаны стандарты оказания такой помощи.

«С точки зрения закона, телемедицина – это технология, которая не влияет на содержание оказываемой медпомощи и медицинских услуг. Но фактически в рамках этого понятия есть и новое содержание оказания медицинской помощи, поэтому возникает много правовых рисков. Кто будет эти телемедицинские услуги оказывать, каков уровень тех специалистов, которые это будут делать, откуда могут вестись такие консультации. Поэтому должен быть четкий алгоритм оказания телемедицинских услуг», — заявила она.

Эксперты ОНФ также отметили, что важным является вопрос подготовки медицинских кадров в сфере информационных технологий и наличия во всех медучреждениях высокоскоростного интернета. При этом, они добавили, что развитие информационных технологий в здравоохранении не должно идти в ущерб совершенствованию традиционных методов оказания медицинской помощи.

В качестве положительного примера внедрения информационных систем и новых стандартов управления в системе здравоохранения участники заседания отметили реализацию пилотного проекта «Бережливая поликлиника», который без существенных бюджетных затрат позволяет сделать работу медучреждений более эффективной и повысить качество и доступность медпомощи для людей. Так, в 2016 г. пилотные проекты были запущены в трех регионах — Ярославской и Калининградской областях и в Севастополе . На данный момент в проекте участвуют 40 регионов, в среднем время ожидания в очереди сократилось в 8 раз, а ожидания врача – в 12 раз, в 2 раза увеличилось время работы врача с пациентами, а удовлетворенность пациентов качеством медпомощи повышается в среднем на 10–15%.

Подводя итоги заседания, эксперты ОНФ отметили, что с введением информатизации в системе здравоохранения, несмотря на имеющиеся трудности, людям стало проще и быстрее записаться к врачу, общение с пациентами стало прозрачнее.

Проблемы информатизации здравоохранения

Информатизация — часть программ модернизации здравоохранения. В 2011-2012 гг. затраты на информатизацию составили около 29 млрд руб., из которых 20 млрд руб. было выделено из федерального бюджета, еще около 9 млрд руб. — софинансирование со стороны регионов. «В 2009 г. компьютерами были оснащены не более 5% рабочих мест в медицинских учреждениях, а к осени 2013 г. оснащение составило около 30% рабочих мест», — рассказывает директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Роман Ивакин. К 2020 г., по расчетам министерства, отказаться от бумаги удастся полностью. Это сделает систему здравоохранения более понятной и прозрачной как для пациентов, так и для врачей, рассчитывает Минздрав России, в том числе позволит следить за тем, куда и как тратятся деньги.

Читать еще:  Максимальная сумма в подотчет в 2019 - 2020 году

В октябре Минздрав России объявил о запуске сервиса «Рабочее место врача». У него две модели функционирования, рассказывает Ивакин. Первая, базовая веб-версия, дает врачам доступ к бланкам и формам отчетности, библиотеке медицинской литературы, сервисам взаимодействия лекарств и 3D-моделирования (модель строится на основе результатов рентгена, КТ, МРТ). Получить логин и пароль может любой медицинский работник, числящийся в Федеральном регистре медицинского персонала (в регистр включены действующие медработники, сейчас в нем около 2 млн человек).

Вторая, более продвинутая версия, позволяет добавить к «базовому» кабинету дополнительные функции: например, медицинские или лабораторные информационные системы, доступ к аптечным складам и др., продолжает Ивакин. «В некоторых регионах, а также в наших подведомственных учреждениях уже внедрена медицинская информационная система (МИС), включающая электронные записи о пациентах, систему поддержки принятия медицинских решений и другую информацию», — говорит директор департамента. Эта версия рассчитана на субъекты Федерации и лечебно-профилактические учреждения, оплачивать ее они должны будут самостоятельно.

Те регионы и клиники, у которых уже есть собственная медицинская информационная система, могут взять у министерства программный код либо описание сервиса и требования, которые оно к нему предъявляет, и за собственные средства реализовать в своей системе аналогичный сервис, добавляет замдиректора департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Сафронов. «Не важно, на каком программном обеспечении и языке программирования это будет сделано, — уверяет он. — Основное требование к контенту в том, чтобы у врача в любом регионе страны был примерно один и тот же набор функций». При четко сформулированных требованиях по форматам данных и программному обеспечению подстроиться под правила можно, говорит директор по работе с корпоративными заказчиками системного интегратора КРОК Дмитрий Мугенов.

«Основа всей системы — электронная медицинская карта, — говорит Ивакин. — На федеральном уровне определен минимальный набор полей и характеристик, которые у нее должны быть, — от паспортной части (фамилия, имя, отчество, дата, месяц, год рождения) до медицинской (диагноз, анамнез) — и создана информационная система, которая поддерживает этот набор полей, — так называемое хранилище карточек».

Но внедрять электронную карту и интегрировать ее с федеральной — задача регионов. Они, по словам Ивакина, взяли на себя такие обязательства, подписав соглашения по программе модернизации здравоохранения. В ряде регионов и медицинских организаций такая карточка уже есть, а больше двух десятков регионов уже интегрировали ее с федеральной системой.

Наполнение карты будет проходить в два этапа. Сформировать паспортную часть технически возможно уже до конца этого года — получив данные из единой системы полисов обязательного медицинского страхования (ОМС). На формирование медицинской части, по подсчетам Минздрава, уйдет около четырех-пяти лет. «По статистике, хотя бы раз в год за медицинской помощью обращается примерно 25% населения. Выходит, что 100% населения хотя бы раз обратится в лечебно-профилактическое учреждение в течение 4-5 лет», — объясняет Сафронов.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности в России, по данным Минздрава, есть более чем у 65 000 организаций, в системе ОМС из них работают 8300 организаций.

Например, из лечебных учреждений, с которыми сотрудничает «ВТБ страхование», электронными информационными системами оснащены 60%, говорит начальник управления личного страхования компании Светлана Жукова. По словам заместителя гендиректора компании «Русский стандарт страхование» Михаила Копитайко, информатизированы большинство лечебно-профилактических учреждений, особенно в Москве.

В частной клинике «Медицина» электронная история болезни ведется с 1999 г., передал через представителя директор службы информационных технологий клиники Федор Кидалов. Сейчас IT-инфраструктура клиники включает медицинскую (поликлинический, госпитальный и лабораторный модули) и радиологическую (объединяет диагностические устройства, делающие снимки) информационные системы, интерактивную систему стационара и проч. У группы «Европейский медицинский центр» (GEMC) в электронном виде ведется почти весь медицинский документооборот (работа лабораторий, диагностически-лучевая служба и проч.), есть единая медицинская информационная система (МИС), включающая электронную медицинскую карту, рассказывает заместитель гендиректора по инновациям и технологиям GEMC Юрий Кашкаров. Сеть клиник «Медси» только приступила к созданию единой МИС, говорит руководитель департамента информационных технологий группы Игорь Скобелев (комментарии он передал через представителя): утверждены функциональные требования и технические задания для создания системы и выбран подрядчик.

Государственные медицинские учреждения тоже начинают применять IT-сервисы для автоматизации работы, отмечает Мугенов. В Москве создана единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), приводит он пример. К системе подключены 557 медицинских учреждений города, почти все поликлиники города переведены на электронную регистратуру (сервис самостоятельной записи к врачу), говорит представитель ЕМИАС (данные на 6 октября). Сервисы, которые позволяют систематизировать истории болезни пациентов и выписывать им электронные рецепты, опробованы в консультативно-диагностическом центре № 6 и его филиалах и будут внедрены во всех городских медучреждениях, рассказывает он. Другой пример — в Брянской области: там строится сеть передачи данных через волоконно-оптические линии связи, к которой планируется подключить около 60 крупных ЛПУ, сейчас работает 20 объектов. Проект реализует «Мегафон», его стоимость представитель компании не назвал.

Минздрав оценивает создание одного автоматизированного рабочего места примерно в 65 000 руб. Частникам создание медицинской информсистемы может обойтись дешевле, чем государственным учреждениям, отмечает Мугенов. У государственных проектов, объясняет он, как правило, есть особенности: отсутствие авансов, банковских гарантий, меньшая вовлеченность специалистов в проект.

Читать еще:  Можно ли уволить беременную на испытательном сроке

Но основная статья затрат — это не внедрение, а поддержка приобретенных решений, говорит Кидалов.

И российский, и международный рынок IT-услуг для медицинских учреждений насыщен слабо, поэтому поставщики зачастую завышают цены на услуги по поддержке и сопровождению программного обеспечения, объясняет он. Еще одна сложность, по его словам, заключается в том, что не все фирмы готовы гарантировать время устранения проблемы: медицинским организациям нужны очень быстрая реакция и круглосуточная поддержка.

Минздрав всех посчитает

Электронная карточка позволит врачам обмениваться информацией. «Это значит, ваш лечащий врач в любом регионе при вашем обращении в медицинское учреждение получит доступ к вашей карточке в том объеме, который необходим ему для качественного оказания вам медицинской помощи. Полномочия и объем доступной информации определяются специальностью врача или медицинского работника», — объясняет Ивакин.

А за счет единого набора полей Минздрав сможет автоматически получать статистику по заболеваниям. «Сейчас она собирается вручную: вначале регионы обрабатывают свои данные, затем мы в Минздраве эти данные сводим. Процесс долгий, трудоемкий и не всегда достоверный», — говорит Сафронов.

В этом есть и подводные камни, предупреждает руководитель Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов: по разным причинам число больных теми или иными заболеваниями занижено, иногда нет единых данных. В России нет единой статистики по числу людей, живущих с ВИЧ, говорил ранее председатель правления межрегиональной общественной ассоциации «Сообщество людей, живущих с ВИЧ» Андрей Злобин. Роспотребнадзор получает данные по всем положительным иммуноблотам (анализы крови, на основании которых определяется диагноз «ВИЧ-инфекция»), но учитывает «повторные анализы» — если один человек сдал анализ в разных регионах, а также не исключает из статистики смертельные случаи. Минздрав считает только живых пациентов с ВИЧ. Федеральный научно-методический центр СПИД не исключает «смерти», но считает людей с установленным диагнозом. Получение статистики в электронном виде приведет к росту числа больных, а это, в свою очередь, потребует роста расходов на здравоохранение, говорит Мелик-Гусейнов.

Возможность подключиться к Федеральному сервису электронной медицинской карты (компоненты ЕГИСЗ — Единой государственной информационной системы здравоохранения) у частных клиник есть, говорит Кашкаров. Но пока такая интеграция необязательна, частные клиники вряд ли этим заинтересуются, считает Кашкаров. Технически это возможно, но затратно по времени и ресурсам — как организационно (клиникам придется заключать дополнительные соглашения со всеми клиентами, добавив в них пункт о раскрытии данных государству), так и технически, — объясняет он.

Основная техническая проблема — идентификация пациента, говорит Кашкаров. В России еще нет единого уникального реестра граждан (даже паспорт не может быть идентификатором — человек его может менять, терять), поэтому у коммерческих организаций наработанные годами свои справочники пациентов, у страховых компаний — свои, со своими написаниями, транслитерациями и прочими идентификаторами. Быстрая и не стандартизованная на уровне государства интеграция может привести к недопустимым коллизиям, объясняет он. А загрузка данных одного пациента в карточку другого вообще чревата трагическими врачебными ошибками, предупреждает Кашкаров. «Справедливости ради, в планах государства такая интеграция есть, мы к этому придем, и это правильно в свете формирования единого информационного пространства», — считает он.

В целом же информатизация здравоохранения позволит сделать систему прозрачнее, в том числе отслеживать целевое расходование средств, объясняет задачу Сафронов. Так, система записи на прием к врачу, кроме всего прочего, позволяет понять, был человек у врача или нет. «То есть человек не пришел в регистратуру, но запись об оказании услуги в его карточке есть. Вопрос: как он получил помощь, если его не было в поликлинике? На бумаге это отследить практически невозможно», — приводит пример Сафронов.

ЕМИАС дает информацию о загруженности медучреждений, востребованности специалистов, а эффективность мониторинга состояния пациентов растет за счет унификации методов сбора, систематизации, хранения и анализа информации, рассказывает представитель ЕМИАС. Электронная история болезни обеспечивает скорость получения информации, стандартизацию работы врачей, автоматизацию контроля соблюдения медицинских стандартов, перечисляет Кидалов.

С внедрением МИС время обслуживания пациентов сократится, упростится работа со страховыми клиентами, надеется Скобелев. Информатизация позволяет быстро получать максимально подробную информацию, быстро принимать решения, упрощает управление бизнесом (компания видит «движение» пациентов практически в онлайн-режиме), говорит Кашкаров. Он приводит в пример работу GEMC: «Хотя наши информационные системы позволяют получать данные о прикрепленных клиентах в режиме онлайн, автоматически формировать счета для страховых компаний, полная интеграция с государственными сервисами пока преждевременна».

Информатизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) упрощает работу страховщикам, уверен Копитайко. В месяц одно ЛПУ выставляет крупным страховщикам счета на 10 млн руб. и более — это десятки тысяч услуг и тысячи обращений застрахованных. Электронная калькуляция к счету загружается в программное обеспечение страховщика автоматически, а ее загрузка почти ничего не стоит, продолжает Копитайко. Бумажную же нужно загружать вручную. При выплатах в год в 5 млрд руб. это работа 30-50 машинисток, каждая из которых получает 15 000-20 000 руб. (не в Москве), т. е. только на оплату труда нужно будет потратить до 12 млн руб., подсчитывает он. Информационные системы обеспечивают новый уровень хранения информации и при необходимости — быстрый к ней доступ, добавляет Жукова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector