3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются

Что такое комплексные кадастровые работы, и как они могут помочь сэкономить при регистрации прав на недвижимость?

В декабре 2017 года Счетная палата РФ выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджета. Увеличить поступление средств предполагается, в частности, за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом – соответствующая информация опубликована на официальном сайте палаты. Однако на деле правообладатели земельных участков получили возможность сэкономить на проведении комплексных кадастровых работ. Таким образом, можно сказать, что инициатива ведомства в части ускорения проведения кадастровых работ воплощается в жизнь.

Согласно плану Счетной палаты РФ, уполномоченные органы государственной власти должны подготовить предложения:

  • о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 года;
  • о нормативном закреплении определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания»;
  • об ускорении проведения во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ.

Какими документами регулируются кадастровые работы?

Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2015 года.

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. При этом сведения о таких участках не должны соответствовать требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). В частности, речь идет о требованиях к описанию местоположения границ земельных участков, земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ).

Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?

Комплексные кадастровые работы проводятся для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ. Также они необходимы для корректного выделения земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами). Наконец, комплексные кадастровые работы следует проводить для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Кто проводит комплексные кадастровые работы?

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.

Сколько стоит проведение комплексных кадастровых работ

В целях реализации указанных комплексных кадастровых работ Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)» 1 . Документ предусматривает в 2019 году увеличение финансирования мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ составит в 2018 году 100 млн руб., в 2019 году – 205 млн руб., в 2020 году– 200 млн. руб.

В 2018 году Росреестр уже заключил соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ с высшими исполнительными органами государственной власти. Это следующие субъекты РФ: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Псковская область и Севастополь. Заявку на проведение субсидии планирует направить в Росреестр еще 21 субъект РФ.

Сколько объектов недвижимости «подпали» под комплексные кадастровые работы

Фактическое количество объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году были проведены комплексные кадастровые работы, составило 33 980 единиц. За период 2017-2020 годов планируется проведение комплексных кадастровых работ в отношении 163 446 объектов недвижимости.

Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые работы в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ (направить его в Росреестр) в течение 10 дней с момента заключения контракта. О проведении комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка правообладателя известит кадастровый инженер, который будет проводить указанные работы, по почте или электронной почте, если такие сведения имеются в ЕГРН (п. 2, п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 42.7 Закона № 221-ФЗ).

Читать еще:  Энциклопедия решений Учет при утрате права на применение УСН

Увеличить бюджет с пользой для правообладателей

Одна из целей проведения комплексных кадастровых работ – увеличение поступлений в бюджет органов местного самоуправления, в том числе и за счет земельного налога. В то же время правообладатели земельных участков, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости и где в приоритетном порядке будут проводиться данные работы, могут не торопиться проводить их за свой счет и дождаться возможности провести их за счет государства. Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые рабты в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Таким образом, несмотря на стремление государства пересчитать, в том числе в целях налогообложения, все земельные участки, гаражи, сараи, бытовки, теплицы и т.д., у правообладателей есть шанс сэкономить хотя бы на выполнении одного из наиболее дорогостоящих видов работ, связанных с государственной регистрацией прав на указанные объекты.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/04-18/00080283).

Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются

Комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов (ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
земельных участков, описание местоположения границ которых в ЕГРН не соответствует требованиям Закона о госрегистрации недвижимости;
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, определенными в ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности.

Например, в отношении лесных участков такие работы выполняются, только если их образование предусмотрено утвержденной проектной документацией лесных участков (п. 4 ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Такие работы не выполняются в отношении:
линейных объектов (п. 3 ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
земельных участков, перечисленных в ч. 5 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности, в частности участков, которые являются предметом договоров о комплексном освоении территории.
Если на территории кадастрового квартала такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается (ч. 4 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?
В результате выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
уточняется местоположение границ земельных участков;
устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами;
обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились такие работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН (ст. 42.4 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).

Как выполняются комплексные кадастровые работы?
Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является государственный или муниципальный контракт (ст. 42.3 Закона о кадастровой деятельности).
Заказчиком комплексных кадастровых работ выступает уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), а в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — их орган исполнительной власти (ч. 1 ст. 42.2 Закона о кадастровой деятельности).
Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры — ИП либо кадастровые инженеры — работники юрлица (ст. 42.3 Закона о кадастровой деятельности). Другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у ИП по трудовому договору, не вправе выполнять такие работы. Кадастровые инженеры должны состоять в СРО (ч. 1 ст. 29, ст. ст. 32, 33 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 Письма Минэкономразвития России от 27.05.2019 N 16648-ВА/Д23и).
Выполнять такие работы может и кадастровая палата (п. 1.2 Положения, утвержденного Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.07.2017 N П/263).
Комплексные кадастровые работы проводятся в следующем порядке (ч. 1, пп. 4 ч. 2 ст. 42.6, ч. 1 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности):
исполнитель разрабатывает проект карты-плана территории;
согласительная комиссия согласовывает местоположение границ земельных участков;
заказчик утверждает и подает карту-план в Росреестр.
Как разрабатывается проект карты-плана территории?
На этом этапе исполнитель работ в том числе (ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности):
получает или собирает необходимые документы с исходными данными. В том числе исполнитель получает сведения из ЕГРН, адресного реестра, архивов органов местного самоуправления, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем (ч. 4 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности);
уведомляет правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, о начале их выполнения;
подает в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресах электронной почты и (или) о почтовых адресах правообладателей объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы;
подает в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
подготавливает проект карты-плана территории. Требования к карте-плану установлены в ст. 24.1 Закона о госрегистрации недвижимости. Ее форма и Требования к ее подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734.
Как согласовывается местоположение границ земельных участков?
Согласование проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ (ч. 1 ст. 39, ч. 13 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности):
земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы;
смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Согласование границ проводит согласительная комиссия.
После работы согласительной комиссии исполнитель работ оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции (п. 6 ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности). Полагаем, что данный документ исполнитель передает согласительной комиссии, а та направляет его заказчику на утверждение (см. ч. 19 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Как утверждается и подается в Росреестр карта-план территории?
Исполнитель представляет заказчику (п. 5 ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности):
проект карты-плана территории для рассмотрения и утверждения;
сведения о выявленных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ объектах, указанных в ч. 4.1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности (при наличии);
информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, предусмотренную ч. 4 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности (при наличии).
Если проводилось согласование границ, то проект карты-плана в окончательной редакции и необходимые документы для утверждения карты-плана заказчику направляет согласительная комиссия (ч. 19 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Заказчик комплексных кадастровых работ утверждает карту-план территории и направляет ее в Росреестр (п. 3 ч. 1, ч. 8 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности, ч. 3 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости).
Как правообладателю недвижимости действовать при проведении комплексных кадастровых работ?
Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам, содержащимся в ЕГРН (при наличии) (ч. 2 ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности). Кроме того, о начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте Росреестра и на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы (ч. 1 ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности). Подробно порядок информирования приведен в ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности.
Правообладатели могут, в частности:
1) в течение 30 рабочих дней со дня опубликования извещения предоставить исполнителю в письменной форме (ч. 6 ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности):
сведения об адресе и (или) адресе электронной почты правообладателя. Например, если адрес изменился либо удобнее получать информацию по почте, адреса которой нет в ЕГРН;
заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на ранее учтенные объекты недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
2) требовать от исполнителя указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории. Исполнитель должен сделать это бесплатно (ч. 5 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности).
Обратите внимание, что при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Однако законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. В частности, по общему правилу площадь земельного участка в результате уточнения границ может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.
Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории (ч. 5 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности). Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается (п. 32.1 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
3) требовать от кадастрового инженера, непосредственно выполняющего комплексные кадастровые работы, подтвердить полномочия. Кадастровый инженер обязан представить, в частности, заверенную копию государственного или муниципального контракта и документ, удостоверяющий личность (ч. 7 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности).
Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости (ч. 6 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности).

Читать еще:  Что такое возмещение НДС

Комплексные кадастровые работы

Деятельность по кадастровому учету, проводимая уполномоченными лицами в рамках Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», включает в себя не только проведение кадастрового учета в отношении конкретных участков земли, но и выполнение комплексных кадастровых работ (ККР). Они отличаются масштабным характером, так как затрагивают комплекс территорий, а не ограничены проведением учета отдельно взятого земельного участка. Проведение комплексных работ осуществляется для целей территориального планирования, а также для зонирования территорий в градостроительных целях.

Понятие комплексных кадастровых работ

Законодательство относит к понятию комплексных кадастровых работ работы, которые выполняемые единовременно в отношении всех участков земли, находящихся на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких соседних кадастровых кварталов.

Для целей комплексных кадастровых работ инженеры выполняют работы не в отношении отдельно взятого участка (участков), а на обширных территориях – кадастровых кварталах. Перечень кадастровых кварталов определен в градостроительных планах, планах застройки территорий.

Объектом комплексных кадастровых работ в данном случае выступают, прежде всего, участки земли, сведения в кадастре о которых не соответствуют описанию места расположения их границ. Перечень таких участков формируют органы власти субъекта РФ или уполномоченные местные органы власти муниципальных районов (городских округов), которые и осуществляют размещение государственного (муниципального) заказа для проведения комплексных кадастровых работ, а также контролируют процесс проведения работ и принимают результат выполненного заказа.

Также при ККР осуществляется кадастровый учет участков земли, подлежащих землеобразованию в соответствии с проектом межевания территории, и имущественных комплексов, права на которые были оформлены ранее.

Главной особенностью комплексных кадастровых работ является масштаб их проведения. Кадастровым инженерам приходится работать не с конкретно определенным участком земли, а учитывать месторасположение целого комплекса территорий в рамках кадастровых кварталов.

Читать еще:  Метод ФИФО это Метод ФИФО означает

Одной из основных особенностей проведения ККР является конечный результат. Если кадастровый учет призван, прежде всего, установить кадастровую стоимость участка земли, то при проведении комплексных кадастровых работ формируется план-карта территории. Этот документ является одним из основных в градостроительной деятельности.

Порядок проведения комплексных кадастровых работ

Выполнение ККР отнесено законодательством к ведению субъектов РФ и органов местной власти. В рамках своих полномочий органы МСУ и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют перечень работ для проведения массового кадастрового учета и оформляют техническое задание с описанием конкретных характеристик кадастровых кварталов, подлежащих комплексным кадастровым работам. После подготовки технического задания уполномоченный орган производит размещение заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Выбор исполнителя работ осуществляется на условиях публичности. Участвовать в конкурсе может любой субъект, отвечающий требованиям, изложенным в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Победитель конкурса подписывает контракт с заказчиком, который определяет объем выполняемой работы, характеристики объектов комплексных кадастровых работ, условия их оплаты, а также порядок приемки заказчиком результата работы.

Выполнение ККР в рамках государственного (муниципального) заказа осуществляется кадастровыми инженерами любого вида кадастровой деятельности (индивидуальные предприниматели или наемные работники), имеющими квалификационный аттестат. Срок выполнения работ устанавливается в техническом задании государственного (муниципального) заказа и не может превышать 7 месяцев с даты подписания контракта.

Основными этапами ККР являются:

  • 1) разработка проекта карты-плана территории;
  • 2) согласование границ земельных участков;
  • 3) утверждение подготовленной карты-плана заказчиком;
  • 4) предоставление карты-плана в органы, уполномоченные на проведение кадастрового учета.

Методы проведения комплексных кадастровых работ

Выполнение комплексных кадастровых работ осуществляется масштабным способом с использованием всех доступных методов кадастрового учета. Проведение работ выполняется как на территории кадастрового квартала с применением средств геодезического обследования, так и путем обработки данных для формирования конечного результата.

По итогам выполнения комплексных кадастровых работ кадастровый инженер представляет заказчику результат работы, который оформляется в итоговый акт о приеме работ. Итоговым результатом комплексных кадастровых работ является обеспечение подготовки карты-плана территории, которая является универсальным документом для целей землепользования, планирования и зонирования территорий, а также для других градостроительных целей, определенных законодательством.

Финансирование комплексных кадастровых работ

Так как проведение комплексных кадастровых работ отнесено к полномочиям субъектов РФ и органов МСУ, финансирование проведения работ осуществляется из соответствующих бюджетов. Государство принимает участие в финансировании комплексных кадастровых работ путем предоставления субсидий и субвенций в бюджеты субъектов РФ для дальнейшего распределения средств в бюджеты муниципальных образований.

Так как основным видом финансирования является оплата работ в рамках государственного (муниципального) заказа, исполнитель имеет право на получение полной оплаты выполненных комплексных кадастровых работ только после подписания итогового акта и принятия результата работ.

Контроль за надлежащим расходованием средств бюджетов всех уровней осуществляют контрольно-ревизионные комиссии соответствующего органа власти, а также Федеральная антимонопольная служба и правоохранительные органы.

Нормативные регулирование комплексных кадастровых работ

Нормативное регулирование проведения комплексных кадастровых работ осуществляется в рамках Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок выделения средств на проведение комплексных кадастровых работ из бюджетов различных уровней регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органы местной власти вправе принимать на своем уровне иные нормативные акты в сфере кадастрового учета, не противоречащие федеральному законодательству. Тем не менее, они не вправе регулировать единый процесс проведения кадастрового учета и. в том числе, выполнение комплексных кадастровых работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector