0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что подразумевает отмена валютного контроля в России investiminfo

Что подразумевает отмена валютного контроля в России

Еще в середине 2018 года в Госдуму поступил подготовленный Правительством РФ законопроект № 518084-7, который вносит изменения в валютный контроль – статью 15.25 Кодекса России об административных правонарушениях. Они направлены на либерализацию мер ответственности за нарушение валютного законодательства нашей страны. Разбираемся, можно ли говорить о фактической отмене валютного контроля в России.

Проект изменений в КоАП РФ

В Минфине России вопросы валютного контроля курирует Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля.

Надо отметить, что дискуссии, посвященные отмене валютного контроля в России, идут уже не первый год. Проект поправок в этом направлении к проекту закона № 518084-7 в конце 2018-начале 2019 года активно разрабатывал Минфин, а сам законопроект принят 12.12.2018 Госдумой в первом чтении.

В целом данный документ направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при ведении ими внешнеторговой деятельности.

В настоящее время российские компании-экспортеры и ИП подпадают под штрафные санкции за любые (даже незначительные) нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке. В большинстве случаев это происходит по вине контрагента-нерезидента и на которых резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может.

В итоге российские компании и ИП вынуждены:

  • нести дополнительную финансовую нагрузку;
  • вести переговорные процессы с иностранными контрагентами;
  • оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (до 30 дней);
  • представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

Какие есть планы

Назовём основные планируемые законодательные изменения в российском валютном контроле.

Так, предложено освободить экспортеров и импортеров от административной ответственности в случае:

  • задержки поступления экспортной выручки;
  • либо задержки возврата аванса по импорту.

Речь идёт о задержке в течение 30 дней со дня окончания срока, установленного внешнеторговым контрактом.

Кроме того, Минфин предлагает не применять административную ответственность к резиденту при совершении им нарушения, связанного с проведением валютной операции по зачислению денежных средств на зарубежный счет резидента, минуя счет резидента в уполномоченном банке – в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Ответственности по КоАП РФ не будет, если впоследствии он зачислил в полном объеме такие денежные средства на свой счет (вклад) в уполномоченном банке не позднее 30 дней со дня зачисления их на свой зарубежный счет.

Законопроект предусматривает предоставление российским экспортерам дополнительной возможности урегулирования проблем с иностранным контрагентом без рисков получения штрафа за обстоятельства, на которые экспортеры-резиденты не в силах повлиять.

Это снизит избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении:

  • технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов;
  • претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки.

Резиденты смогут предпринимать необходимые меры по урегулированию данных претензий в соответствии с международной практикой и обычаями делового оборота.

Ещё одно новшество – Минфин предлагает заменить по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП административную ответственность на предупреждение в случае, если участник сделки имеет статус профессионального участника внешнеэкономической деятельности (т. е. включен в специальный перечень).

Что будет со штрафами

В рамках либерализации валютного контроля введут дифференциацию размеров штрафов (фактически – их значительное снижение) за нарушения резидентами в случае нерепатриации ими денежных средств в валюте России и в иностранной валюте.

Речь идет о штрафе в размере от 3 до 10% размера денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках в российских рублях.

Также см. «Валютный контроль налоговыми органами».

Свободная торговля. Зачем освобождать компании от валютного контроля

Валютный контроль — это «уникальный» инструмент, используемый в России со времен СССР. Развитые страны с рыночной экономикой отказались от него еще в 1980-1990 годы. И если в период валютной монополии и монополии государства на внешнеэкономическую деятельность такой контроль выполнял свою функцию, то есть препятствовал оттоку капитала, то сегодня он является анахронизмом в условиях открытой экономики.

Минфин России недавно выступил с инициативой по устранению требований репатриации по рублевым контрактам и снижению административной ответственности за валютные правонарушения.

Это может стать положительным, но малозначительным шагом в либерализации валютного регулирования, поскольку большинство внешнеэкономических сделок заключается в иностранной валюте. Необходима полная отмена закона о валютном контроле и регулировании, о чем еще в марте писали эксперты ЦСР. Только такой шаг облегчит трансграничные бизнес-процессы для российских предпринимателей, повысит их конкурентоспособность на мировом рынке.

Что уже достигнуто

Ряд изменений последних лет был направлен на либерализацию валютного контроля. Остановимся на ключевых.

Например, было уточнено понятие «резидент» для физических лиц. С 1 января 2018 года все без исключения граждане России стали признаваться валютными резидентами (ранее — только те, кто в течение года хотя бы раз был в России).

А вот граждане, которые проживают в иностранных государствах более 183 дней в году (не являются налоговыми резидентами), освобождены от ограничений и отчетности по зарубежным счетам. Эти изменения упростили жизнь россиянам, которые большую части времени проживают за границей, но при этом не устранили запрет на операции между резидентами, проживающими за рубежом.

Кроме того, происходит постепенное расширение перечня разрешенных операций по зарубежным счетам. Например, с 2017 года появилась возможность зачислять на зарубежные счета резидентов в банках стран ОЭСР (35 стран)/ФАТФ (35 стран и две региональные организации) средства от продажи иностранному лицу транспортного средства, находившегося за рубежом, а также от продажи недвижимого имущества.

Читать еще:  Порядок уменьшения уставного капитала ООО

При этом есть существенное ограничение: такое транспортное средство или недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в стране-участнице Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией ОЭСР (CRS MCAA).

Он, в частности, предусматривает обмен информацией по счетам клиентов банков (налоговых нерезидентов) на автоматической основе. Всего участниками CRS MCAA по данным на начало июля 2018 года являются 102 страны, включая Россию. Но далеко не все страны договорились о том, что будут обмениваться информацией на двусторонней основе в рамках этого соглашения. Россия сегодня договорилась о получении информации только от 74 стран. Таким образом, обмен информацией будет осуществляться не со всеми странами ОЭСР или ФАТФ (например, с США, Канадой, Израилем, Латвией).

В 2017 году Банк России в своей инструкции также отменил паспорт сделки, однако вместо него ввел механизм учета внешнеторговых контрактов, который мало что меняет для валютных резидентов. Обязанность предоставлять документы в банк сохраняется. Для компаний на практике ничего не поменялось: все так же средним компаниям требуется сотрудник, а большим компаниям — отдел, чтобы обеспечивать соблюдение требований валютного контроля.

В качестве положительной стороны нововведений стоит отметить увеличение суммы договоров, подлежащих учету, до 3 млн рублей для импорта, и до 6 млн рублей — для экспорта.

Вместе с тем сохраняются существенные ограничения для валютных резидентов: требование репатриации и закрытый перечень оснований по зачислению денежных средств на зарубежные счета.

Эти барьеры создают препятствия для развития внешнеэкономической деятельности и увеличивают финансовую и административную нагрузку на экспортеров. Действующие требования валютного законодательства снижают конкурентоспособность российских компаний по сравнению с зарубежными предпринимателями.

Риски финансовых потерь, особенно с учетом ответственности за невозврат валютной выручки и совершение валютных правонарушений (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки/операции), демотивируют российские компании выходить на экспорт. Для устранения этих барьеров требуется кардинальная реформа системы валютного регулирования и контроля.

Контроль не для всех

В так называемых новых майских указах Владимира Путина обозначены амбициозные цели по развитию экспорта: объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд в год, где для экспорта услуг этот показатель — $100 млрд в год.

Для достижения этой цели планируется запуск отдельного национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Меры для него будут прорабатывать в формате «проектных мастерских», которые подразумевают активный диалог между экспортерами и госорганами.

В июне президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам поручил проработать инициативу по упрощению регулирования внешней торговли, включая первоочередные меры по упрощению (отмене) валютного контроля при экспорте отдельных видов товаров и услуг.

Подобная формулировка связана со спецификой работы «проектных мастерских», которые были разделены на восемь групп — сервисные и отраслевые. Отраслевые группы выявляли проблемы, которые имеют для них решающее значение. Валютный контроль называли барьером для экспорта в группах по агропромышленному комплексу и промышленности, в группе по экспорту строительных и инжиниринговых услуг, а также услуг в сфере IT.

Требования валютного законодательства являются общей проблемой для экспортеров любых товаров и услуг. Но проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, отличаются. Например, ИКТ-компании, экспортирующие программное обеспечение, испытывают существенное административное бремя ввиду необходимости оформления валютных операций в банках. У строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Несмотря на специфику валютного контроля в отдельных отраслях, это ограничение негативно влияет на всех игроков, которые поставляют товары или оказывают услуги за рубежом.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются. Устранение валютных ограничений для отдельных товаров и услуг (например, для экспорта софта) в действительности облегчит жизнь таким экспортерам, но не устранит барьеры для экспорта в целом.

Определение списка товаров и услуг будет свидетельствовать только о возможностях лоббирования некоторых групп экспортеров и поддержки их начинаний со стороны профильных министерств (например, за неприменение валютного контроля к экспорту IT-услуг активно выступает Минцифры).

Выборочный валютный контроль создаст условия для манипуляции классификацией товаров или услуг, а следовательно, и для уклонения от соблюдения обременительных требований законодательства. И, конечно, он может породить еще больший объем бюрократических проволочек для подтверждения статуса товара или услуги при проведении валютных операций.

Что подразумевает отмена валютного контроля в России — investim.info

Как проводится валютный контроль в России

Основную работу по контролю проводят сами банки. Для этого они запрашивают у своих клиентов различные сведения о сделке, а также документы. Целью валютного контроля является соблюдение российскими и иностранными компаниями российского законодательства. Помимо этого сделки контролирует Центробанк, Внешторгбанк и ФНС.

В 2018 году активно обсуждалась идея отмены валютного контроля. Сразу две организации Минфин и Центр стратегических разработок (ЦСР) предложили свое видение проблемы. Минфин предлагает внести следующие изменения:

  • снять часть обязательств с резидентов по репатриации экспортной выручки;
  • смягчить наказание для физических лиц за незаконные валютные операции
Читать еще:  Отрицательная рентабельность продаж показывает

Первый пункт должен облегчить поступление денежных средств от нерезидентов на зарубежные валютные счета. Не смотря на то, что Минфин предлагает очень сильно смягчить валютный контроль, тем не менее, он не предлагает полностью отменить его, в отличие от Центра стратегических разработок. Нужно сказать, что пришло время что-то менять в этой области, потому что наличие проблем налицо.

В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются экспортом, подвергаются постоянным штрафам по валютным операциям. Штрафы можно получить, даже в тех случаях, когда от российской организации мало что зависит, например, за нарушение сроков поступления выручки в валюте на счет резидента, хотя эта ситуация от него совершенно не зависит.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банкеКак зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 годаНовые правила валютного контроля – 2018Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка, а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется.

Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо.

Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

  • Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД.

Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке.

В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Читать еще:  На какую сумму можно уменьшить ЕНВД

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.
  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

    Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше.

Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства.

При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

Валютное регулирование

Согласно законодательству о валютном регулировании, экспортеры, в частности, должны обеспечивать получение на свои счета в российских банках выручки — в валюте или рублях — от зарубежных контрагентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами. Об этих сроках российские компании обязаны сообщать уполномоченным банкам.

Такие же штрафы полагаются за несвоевременный возврат авансов, уплаченных российскими импортерами за неполученные из-за рубежа товары.

В начале 2018 года Минфин России предложил смягчить валютный контроль за внешнеторговыми операциями резидентов: не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов, а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар, если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, предложено снизить с нынешних 75-100% от суммы неполученных или невозвращенных средств до 33-50%.

Либерализация валютного регулирования, по мнению ЦСР, должна предусматривать отмену ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Первый этап должен быть реализован к концу 2018 году, а второй — в 2019-2020 годах.

Какие изменения в 2019 году произошли в сфере валютного контроля

Много изменений по валютному контролю было в 2018 году. Прежде всего, поменялась инструкция Центробанка. С 01.03.18 действует новая инструкция №181-И от 16.08.17. Помимо этого в федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» также внесены изменения. Благодаря этим изменениям введен новый порядок валютного контроля. В 2019 году все изменения, введенные в 2018 году, продолжают действовать. Основные изменения отражены в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector