199 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем лингвистическая экспертиза отличается от психологолингвистической

Психолого-лингвистическая экспертиза, судебная психолого-лингвистическая экспертиза, комплексная психолого-лингвистическая экспертиза

Психолого-лингвистическая экспертиза

Понятие «Психолого-лингвистическая экспертиза»:

Психолого-лингвистическая экспертиза (судебная психолого-лингвистическая экспертиза, комплексная психолого-лингвистическая экспертиза) – это особый вид комплексных экспертиз, при производстве которых принимают участие два эксперта: эксперт-лингвист и эксперт-психолог.

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза (психолого-филологическая экспертиза), это относительно новый, сложный и трудоемкий вид экспертиз.

Целью независимых психолого-лингвистических экспертиз является выявление и установление психологических особенностей и психологического портрета человека, определение эмоционального и психологического состояния лица по письменным и/или речевым источникам в определенный момент и при определенных обстоятельствах, установление авторства письменной и устной речи на основе психологических особенностей личности, определение скрытого смысла письменной или устной речи (скрытый смысл экстремистского содержания, призывы к массовым беспорядкам и др.).

Виды психолого-лингвистических экспертиз:

Также, как и другие виды экспертиз, процессуально, комплексная психолого-лингвистическая экспертиза может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
  • судебной (судебная психолого-лингвистическая экспертиза, психолого-лингвистическая экспертиза для суда, комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза), т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта.

Стоимость психолого-лингвистической экспертизы Вы можете узнать ниже, а также в разделе Стоимость психолого-лингвистической экспертизы.

Вопросы психолого-лингвистической экспертизы Вы можете узнать в соответствующем разделе нашего сайта – Вопросы для психолого-лингвистической экспертизы.

Цели, задачи и виды независимой психолого-лингвистической экспертизы:

  • анализ смысла письменной или устной речи (герменевтика);
  • определение скрытого (имплицитного) смысла письменной или устной речи в делах об экстремизме, разжигании ненависти, вражды, межнациональной розни массовых беспорядках – психолого-лингвистическая экспертиза экстремизма (см. подробно раздел Экспертизы по делам об экстремизме и терроризме);
  • психолого-лингвистические экспертизы по делам о взятках и вымогательстве;
  • психолого-лингвистические экспертизы по делам о клевете и недостоверной информации (см. подробно раздел Экспертиза по делам о клевете (Экспертиза клеветы));
  • психолого-лингвистические экспертизы о защите чести, достоинства и деловой репутации (см. подробно раздел Экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации);
  • психолого-лингвистические экспертизы по делам против половой неприкосновенности несовершеннолетних (дела об изнасилованиях, педофилии, действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних и малолетних) (см. подробно раздел Психологическая экспертиза детей);
  • определение психологического состояния автора текста или речи;
  • определение психологического воздействия на автора текста или речи (особую значимость приобретают данные психолого-лингвистические экспертизы при оценке показаний обвиняемых, потерпевших, свидетелей по уголовным делам) (см. подробно раздел Лингвистическая экспертиза);
  • идентификация автора письменной или устной речи (см. подробно раздел Автороведческая экспертиза);
  • определение скрытой информации у подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей (по письменной или устной речи);
  • оценка объективности, полноты и научной обоснованности ранее проведенных психолого-лингвистических экспертиз;
  • рецензирование психолого-лингвистических экспертиз и исследований;
  • другие виды психолого-лингвистических экспертиз и исследований.

В каких случаях назначается и проводится независимая психолого-лингвистическая экспертиза:

Независимая психолого-лингвистическая экспертиза текста, речи, аудио- и видеозаписей является относительно новым видом экспертиз, но в последнее время становится всё более актуальной и востребованной. Огромную значимость судебные психолого-лингвистические экспертизы приобретают в уголовных делах об экстремизме, терроризме, разжигании межнациональной вражды и ненависти. В рамках проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы, возможно установление не только скрытого смысла текста, содержащего призывы к экстремистским действиям, но и определение психологического портрета автора текста. Довольно часто психолого-лингвистические экспертизы используются в уголовных делах о взятках и вымогательстве, когда необходимо определить скрытый смысл вымогательства взятки. Психолого-лингвистическая экспертиза, в последнее время, стала широко применяться в уголовных делах против половой неприкосновенности, особенно при показаниях несовершеннолетних и малолетних потерпевших, которые могут искажать факты, преувеличивать, неправильно оценивать действия в отношении их. Эти и другие вопросы, требующие познаний в области психологии и лингвистики, разрешаются при проведении психолого-лингвистической экспертизы.

Наш Центр проводит все виды психолого-лингвистических экспертиз!

Особенностью нашего экспертного Центра, является то, что в Центре имеются не просто психологи и лингвисты, а также имеются эксперты речеведческих экспертиз со специальным высшим экспертным образованием и эксперты-психоло ги, имеющие следующие специализации и последипломные подготовки: «Судебная психология», «Юридическая психология», «Медицинская (клиническая) психология» и другие виды специальных профессиональных психологических подготовок.

Ходатайствуя в суде о проведении психолого-лингвистической экспертизы в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении психолого-лингвистической экспертизы в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Гарантийным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену психолого-лингвистической экспертизы для суда.

Подробно ознакомиться с условиями проведения психолого-лингвистических экспертиз в нашем Центре, узнать стоимость и цену судебной психолого-лингвистической экспертизы, получить письменную или устную консультацию, заказать независимую судебную экспертизу или провести рецензию психолого-лингвистической экспертизы, Вы можете по телефонам:

8-916-145-00-27 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00), выходные и праздничные дни (с 12:00 до 20:00)

8-926-235-08-85 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00)

либо по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Также Вы можете воспользоваться онлайн-формой обращения:

Стоимость психолого-лингвистической экспертизы:

Стоимость психолого-лингвистических экспертиз

Чем лингвистическая экспертиза отличается от психологолингвистической

Об экспертизе:

Психолингвистическая (психолого-лингвистическая) экспертиза по оценке достоверности информации – это вид судебно-психологической экспертизы, основанной на международной психологической и психолингвистической методике, определяющей степень надежности или достоверности показаний свидетелей, потерпевших или обвиняемых. Данная методика великолепно зарекомендовала себя в международном уголовном праве, в адаптированном виде используется для проведения судебных экспертиз в Центре судебных экспертиз МАИЛ.

Для производства этой экспертизы используются методы оценки правды и неискренности утверждений, представленных в устной форме: оценка валидности утверждений (ОВУ) и анализа содержания речевых сообщений, также используются методики FAINT (Forensic Assessment Interview) — опросной беседы судебной оценки, разработанной коллективом под руководством американского полиграфолога, директора Академии научно-следственного обучения Натана Гордона.

Данные методы прошли неоднократную научную апробацию и в течении длительного времени применяются в судебной следственной и экспертной практике для решения вопросов, связанных с оценкой психолингвистической достоверности показаний.

Предмет экспертизы:

Речевая (языковая) продукция подэкспертного и особенности его коммуникативного поведения.

Объект экспертизы:

Видео-аудио запись следственных действий (опрос, допрос, проведение очной ставки и т.д.) с подэкспертным.

Экспертная задача:

Вынесение суждения о степени достоверности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события.

При предоставлении видеозаписи следственных действий перед экспертом ставятся вопросы:

  1. Каким образом можно оценить и охарактеризовать психическое состояние подэкспертного в ходе проведения экспертизы?
  2. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о правдивости или ложности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события? Если выявляются, то какие?
  3. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистичексекие признаки, свидетельствующие об умышленном редактировании подэкспертным показаний о расследуемом событии? Если выявляются, то какие?
  4. Обнаруживаются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о заучивании подэкспертным лицом показаний о расследуемом событии? Если обнаруживаются, то какие?
Читать еще:  Правильная подача заявки на кредит как получить одобрение

При необходимости исследования явки с повинной или объяснения перед экспертом ставятся вопросы:

  1. Каковы индивидуальные психолого-лингвистические особенности письменной речи и психомоторики подэкспертного в тексте «Протокола явки с повинной»?
  2. Как можно оценить и охарактеризовать психоэмоциональное состояние подэкспертного в ситуации написания им «Протокола явки с повинной»?
  3. Содержатся ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного психолингвистические, психомоторные и иные признаки, позволяющиеся установить достоверность или недостоверность указанных им событий, изложенных в «Протоколе явки с повинной»?
  4. Имеются ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного лингвистические, психологические или психолингвистические признаки самооговора? Если имеются, то какие?
  5. Присутствуют ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного (дата) какие-либо недостатки, вызванные нарушениями высших психических функций мышления и письменной речи?
  6. Имеются ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, свидетельствующие о написании им объяснения при оказании на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.) в виде уговаривания, манипуляции, угрозы? Если имеются, то в чём конкретно они проявляются?
  7. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки какого-либо необычного, изменённого психического состояния личности, свидетельствующие о написании им объяснения в необычных условиях под влиянием сбивающих факторов? Если содержатся, то в чём конкретно они выражаются?
  8. Присутствуют ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, указывающие на то, что во время написания этого объяснения он находился в неблагоприятном эмоциональном состоянии стресса, страха, испуга, нервно-психического напряжения в результате оказания на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.)? Если присутствуют, то какие?
  9. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата), психологические, лингвистические и психолингвистические признаки навязанного ему из вне сотрудником (полиции, таможни и т.п.) стиля и способа изложения по заранее заготовленному тексту (образцу), а также признаки диктовки и редактирования текста объяснения сотрудниками (полиции, таможни и т.п.)?
  10. Является ли подэкспертный автором и исполнителем текста данного им «Объяснения» (дата) сотрудникам (полиции, таможенной службы и т.п.) или же производство текста данного им объяснения принадлежит другому лицу?

Важно. Дополнительные вопросы для решения поставленной перед экспертом задачи обсуждаются с Заказчиком отдельно.

Эксперты:

Примеры экспертиз (обезличенные):

Методологическая база экспертизы

1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология. – М.: Дата Сквер, 2009. – 376 с.
2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.
3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.– 240 с.
4. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М.: Флинта-Наука, 2007. – 592 с.
5. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. – М.: Флинта: МПСИ, 2004. – 232 с.
6. Бринев К.И. Справочник по судебной лингвистической экспертизе. Изд.Стереотип. М.: Книжный дом «Либроком», 2014. – 206 с.
7. В.С.Н.В.Л. Юридическая психология. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер,2009. – 608 с.
8. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики: Учебное пособие. – Воронеж:издательство «Истоки», 2014. – 87 с.
9. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие ккурсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 276 с.
11. Дайняк О.А. Язык телодвижений: мастер-класс по интерпретации жестов и поз– М.: Эксмо, 2012. – 224 с.
12. Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Cовременные психолингвистические методыанализа речевой коммуникации. Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
13. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.:«ЧеРо», «Юрайт», 2000. – 344 с.
14. Енгалычев В.Ф. Судебная психологическая экспертиза в уголовном игражданском процессах: вопросы теории и практики. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж:МОДЭК, 2015. – 456 с.
15. Енгалычев В.Ф., Кравцова Г.К., Холопова Е.Н. Судебная психологическаяэкспертиза по выявлению признаков достоверности/недостоверности информации,сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий): монография.– М.: Юрлитинформ, 2016.– 328 с.
16. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальнойпсихологии: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 640 с.
17. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учеб.-практ. пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
18. Желтухина М.Р. Комплексная судебная экспертиза: психолого-лингвистический аспект // Юрлингвистика-11: Право как дискурс, текст и слово:межвузовский сборник научных трудов / подред. Н.Д. Голева и К.И. Бринева. –Кемерово, 2011. – С. 350 – 368.
19. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь М.: АСТ;Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
20. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи – 6-е изд.,дополн. – М.: ЛКИ, 2012. – 304 с.
21. Колесов Д.В. Состояния человека (семантика, психология, медицина): Учеб.пособие / Д.В. Колесов, Д.Д. Колесов. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2008. – 704 с.
22. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика.Избранные труды. – М.: Генезис, 2010. – 352 с.
23. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов –СПб.:Норинт, 2000. – 1536 с.
24. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике.Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 255 с.
25. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учебное пособие. – М. –Флинта: Наука, 2007. – 152 с.
26. Моррис Д. Библия языка телодвижений. М.: Эксмо, 2010. – 672 с.
27. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие длявузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 431 с.
28. Наумов В.В. Лингвистическая идентификация личности. Изд. 4-е. – М.:Ленанд, 2015. – 240 с.
29. Неверова Т.А. Оценка валидности утверждений (ОВУ) // Верификатор. – № 3. –2014. – М.: Международная Академия исследования лжи. – С. 53 – 65.
30. Нуркова В.В. Автобиографическая память: структура, функции, механизмы.Дисс… д. п. н. – М.: МГУ, 1998. – 305 с.
31. Нуркова В.В. Автобиографическая память / Глава 10. «Умение бытьсвидетелем» – М.: Просвещение, 2010.
32. Панченко Н.Н. Достоверность как коммуникативная категория: автореф.дисс.… д. ф. н. – Волгоград, ГОУ ВПО ВГПУ, 2010.
33. Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическаялингвистика. Изд. 4-е. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 168 с.
34. Пеленицын А.Б. Анализ речи (устной) // Верификатор. – № 3. – 2014. – М.:Международная Академия исследования лжи. – С. 49 – 52.
35. Пеленицын А.Б. Анализ речи (устной) // Верификатор. – № 4. – 2015. – М.:Международная Академия исследования лжи. – С. 71 – 79.
36. Пирожков В.Ф. Криминальная психология – М.: «Ось-89», 2012 – 702 с.
37. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата имагистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 318 с.
38. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М.: ООО Издательство «Юр-литинформ», 2000 –160 с.
39. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976. – 336 с.
40. Степашов Н.С. Состояния личностных затруднений жизнедеятельностичеловека. Учебное пособие. – Курск: Издательство Курского государственного медицинского университета. – 1995. – 101 с.
41. Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций. – Воронеж: издательство «Истоки», 2013. – 52 с.
42. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж:издательство «Истоки», 2012. – 180с.
43. Стернин И.А. Правила и приёмы речевого воздействия. – Воронеж:издательство «Истоки», 2013. –127 с.
44. Стернин И.А., Саломатина М.С. Семантический анализ слова в контексте. – Воронеж: издательство «Истоки», 2013. –71 с.
45. Судебная экспертиза: типичные ошибки /под ред. Е.Р. Россинской. – Москва: Проспект, 2014. – 544 с.
46. Челпанов В.Б. Возможности судебной комплексной психолого-лингвистической экспертизы в уголовном судопроизводстве / Язык и национальное сознание. Вып.22 / Научный ред. И.А. Стернин. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2016. – С. 121 – 129.
47. Челпанов В.Б. Лингвистический анализ текста в структуре комплекснойпсихолого-лингвистической экспертизы / Значение как феномен актуального языковогосознания носителя языка. Материалы межрегиональной научной конференции 23 – 24 октября 2015 г./ Научный ред. И.А. Стернин. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2015. – С.60 – 61.
48. Челпанов В.Б. Лингвистический и психологический аспекты экспертизы текста:проблема дифференциации / Сопоставительные исследования 2016. Продолжающееся научное издание / Научный ред. М.А. Стернина. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2016.– С. 216 –220.
49. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. – 448 с.
50. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды: учебное пособие / Ю.В. Щербинина. — М.: ФОРУМ, 2014. — 400 с. – Глава 2.11. Знатоки и всезнайки. Что такое экспертократия? – С. 193 – 203.
51. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
52. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. –СПб.: Питер, 2010. – 334 с.
53. Экман П. Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с

Читать еще:  Реальный и номинальный ВВП Студопедия

Типы заключений:

  • Судебная экспертиза
  • Внесудебная экспертиза (исследование специалистов)
  • Рецензия на проведенную лингвистическую (психолингвистическую, психолого-лингвистическую) экспертизу

Стоимость услуги по выполнению экспертизы носит договорной характер и определяется индивидуально, после ознакомления эксперта с поставленными перед ним вопросами и подлежащими исследованию материалами. Срок выполнения — от 5 рабочих дней.

При необходимости — эксперт может выехать в суд и защитить свое заключение.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, — тел.8(495)118-31-03, v@psy-expert.ru, учреждение судебной экспертизы

Судебная психолингвистическая экспертиза

Психолингвистическая экспертиза (др.-греч. ψυχή — душа; γλώσσα — язык и от лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование, проводимое лицом, сведущим в научной дисциплине, находящейся на границе научной психологии и научной лингвистики, изучающей соотношение языка, мышления, сознания и деятельности в их причинных и иных взаимосвязях, значимых для ответа на поставленные перед экспертом вопросы, ответы на которые требуют специальных познаний.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Впервые понятие психолингвистической экспертизы было предложено в 1974 году Коченовым М.М. и Батовым В.И., как одного из подвидов психологической экспертизы. Сам термин психолингвистика впервые был предложен Николаем Пронко в 1946 году.

Дальнейшее изучение и развитие психолингвистики стало возможно благодаря работам учёных Б.Л. Уорфу, Н.Хомскому, Л.С.Выготскому, Л.В. Щербы и др.Предметом психолингвистической экспертизы, как и любой судебной экспертизы, являются факты и обстоятельства (фактические данные) устанавливаемые посредством экспертного исследования.

В ходе психолингвистической экспертизы эксперт для ответа на поставленные вопросы, в числе других задач, осуществляет изучение, описание и объяснение представленных на экспертизу речевых сообщений, закреплённых на материальных носителях (на бумаге, аудио-видео-записях и др.).

В ходе психолингвистической экспертизы нередко возникает необходимость непосредственного экспертного исследования психолингвистических особенностей и характеристик конкретного участника коммуникации (человека), речевой продукт которого относится к предмету конкретной психолингвистической экспертизы.

Вопросы поставленные перед психолингвистической экспертизой могут быть направлены на установление фактов и обстоятельств, касающихся:

  • психолингвистического и смыслового содержания конкретного речевого произведения;
  • наличия в речевом произведении угрозы, относимости этой угрозы к конкретному лиц;
  • авторства или категориальных признаков автора текста, в том числе уровня образования, пола, возраста, национальности, психологических признаков
  • автора текста и условий, в которых текст создавался;
  • наличия или отсутствия в тексте оценочного суждения;
  • психологических и лингвистических признаков искажения сведений в тексте;
  • наличия в тексте признаков относимости содержания текста к конкретному лицу;
  • жанрового смысла текста и целевой аудитории;
  • наличия в содержании текста рекламы и в отношении какой целевой аудитории направлена эта реклама;
  • наличия в содержании текста рекламы запрещенных предметов, веществ (например наркотических);
  • наличия в рекламном тексте неприличного выражения или неприличного смыслового подтекста;
  • наличия в рекламном тексте сравнения и его психолингвистической корректности;
  • смысла и содержания текста, в том числе наличия в нём признаков оскорбления чести и достоинства, клеветы, экстремизма, призывов к войне, возбуждения социальной, расовой, национальной языковой и религиозной ненависти и вражды, призывов к употреблению наркотиков или совершению иных противоправных действий.


Публикации на тему психолингвистической и лингвистической экспертизы:

Лингвистическая экспертиза предполагает глубокое теоретическое исследование механизмов функционирования языка, анализ фраз, выражений, слов в целях оказания значительной помощи следствию, судьям и адвокатам.

Основные методы исследования при лингвистической экспертизе:

обзор, синтез, логический разбор, лексико-семантический, грамматический, лингвистико-стилистический методы.

Области исследования в лингвистической экспертизе:

  • голосовая идентификация или судебная фонетика (например, определение того, является ли голос подсудимого, звучащий на ленте, угрожающим);
  • авторство идентификации или судебная стилистика (определение того, кто написал конкретный текст, при его сравнении с отобранными или свободными образцами письма подозреваемого);
  • дискурс-анализ (анализ структуры письменного или разговорного высказывания для определения того, кто начал развивать ту или иную тему, например, на предмет вступления подозреваемого в преступный сговор);
  • диалектология (определение того, на каком диалекте языка человек говорит, как правило, чтобы показать, что ответчик имеет отличный диалект от того, на котором произнесены компрометирующие записи на магнитную ленту). В отличие от идентификации по голосу, который анализирует акустические качества голоса, диалектология использует языковые особенности при выполнении аналогичных целей) лингвистический анализ происхождения (определение того, является ли данный язык родным языком человека, например, для целей -предоставления или отказа в ходатайстве о предоставлении ему политического убежища);
  • лингвистический анализ достоверности (определение того, был ли правдив говорящий или пишущий);
  • определение соответствия текстов на иностранном и русском языках в части аутентичности текстов искомому.
Читать еще:  Расчет по страховым взносам коды периодов


Эксперт-лингвист производит анализ конкретных слов, фраз, выражений, предложений, в том числе всего документа, чтобы предложить обоснованные суждения о ясности, понятности, и (не) двусмысленности текстов договоры, завещания, или других документов.

Пример: человек понес ущерб от пользования взятым в аренду оборудования; он не знал, что подписав контракт, который был, слишком сложный для понимания обывателя о той ответственности, которая возлагается на него в случае выявленных дефектов этого оборудования.

Эксперт лингвист может провести экспертизу контракта на предмет сложности, недосказанности в формулировках, содержащихся в договоре.

В проводимых нашими экспертами лингвистических экспертизах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, как правило, ключевым звеном является детальное изучение значения и стилистической окраски слов и словосочетаний современного русского языка, содержащихся в представленных на экспертизу текстах.

Учитывается их возможное использование для унижения чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме (оскорбления).

При оскорблении в отличие от клеветнических сведений, которые должны быть заведомо ложными, правдивость и ложность распространяемых сведений значения не имеет. В практике принято выделять определенные разряды слов литературного и разговорного языков, использование которых в отношении определенного лица (прежде всего, физического), как правило, является оскорбительным.

Это следующие разряды:

  • Слова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: мошенник, жулик, проститутка.
  • Слова с ярко выраженной негативной оценкой, фактически составляющей их основной смысл, также обозначающие социально осуждаемую деятельность или позицию характеризуемого: расист, фашист, предатель.
  • Названия некоторых профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.
  • Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека. Например нечистоплотность или неблагодарность (свинья), глупость (осел), неповоротливость, неуклюжесть (корова) и т.п.
  • Глаголы с осуждающим значением или прямой негативной оценкой: воровать, «хапнуть».
  • Слова, содержащие экспрессивную негативную оценку поведения человека, свойств его личности и т.п., без отношения к указанию на конкретную деятельность или позицию: негодяй, мерзавец, хам.
  • Эвфемизмы для слов первого разряда, сохраняющие тем не менее их негативно-оценочный характер: женщина легкого поведения, «интердевочка».
  • Специальные негативно-оценочные каламбурные образования: «коммуняки», «дерьмократы».
  • Кроме того, оскорбительным, как правило, является использование в качестве характеристик лица нецензурных слов.

Пример вопросов, ответы эксперта на которые помогут суду определить имеются ли в текстах статей или литературных произведениях, либо в выступлениях и в речах оскорбительные слова, унижающие честь и достоинство гражданина, имеются ли в статьях или в выступлениях призывы к действиям, законодательно признанными противоправными:

Содержатся ли в публикации «XXX” слова или словосочетания, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?

Вопрос: «Содержатся ли в публикации «XXX” клеветнические высказывания или измышления в адрес «XXX”?”, находится вне компетенции экспертов-лингвистов.

Клевета предполагает прямой умысел лжи (когда говорящий/пишущий изначально стремится опорочить другое лицо, зная, что не прав, но все равно говорит или пишет, сообщая ложные сведения, причем касающиеся конкретных фактов, а не представляющие собой оценочные суждения). В этом аспекте теории права эксперт-лингвист не располагает возможностью определить наличие/отсутствие умысла.

Содержится ли в оспариваемом фрагменте публикации «XXX” оценка личности и деятельности «XXX”?

Что такое оценка личности с лингвистической точки зрения? Это приписывание человеку свойств и качеств в аспекте Добра или Зла, Пользы или Вреда, Красоты или Безобразия, Благородства или Подлости и тому подобных аксиологических (оценочных) категорий или представление его действий и поступков как подлежащих аксиологической характеристике. С точки зрения языковой формы это выражается в употреблении стилистически окрашенной, экспрессивно-оценочной лексики (а не стилистически нейтральных синонимических вариантов).

Пример нейтрального и оценочного называния человека, его свойств и действий: можно сказать, что человек некрасив, а можно — что он «урод». В последнем случае высока степень проявленности качества, т.е. экспрессивность слова.

Можно сказать, что человек что-то взял без разрешения и без основания, а можно — что он это украл или «спер». Если в первом случае в формулировке содержится неэмоциональная и неоценочная констатация события. То во втором случае в значении слова заложена ярко выраженная оценка действия как противоправного, не соответствующего ни закону, ни нравственным критериям. При употреблении слова «спер» негативная оценка настолько сильна, что сама находится за гранью допустимого речевого поведения.

Такие слова называются ненормативными (в данном случае это экспрессивно-просторечное слово). Их употребление не рекомендуется в официальных ситуациях. И вообще не приветствуется, потому что их употребление само может оцениваться как неправомерное речевое поведение — унижение чести и достоинства личности как объекта оценки.

Содержит ли статья «XXX” негативную информацию о компании «XXX”, ее руководстве и непосредственно о генеральном директоре? В каких словах, словосочетаниях, фразах эта информация представлена?

Если статья содержит негативную информацию об указанных лицах, то в какой форме она выражена: в форме утверждения, мнения, предположения?

К кому из указанных лиц, исходя из смысла и контекста статьи, относятся слова и фразы: «XXX”, «YYY”?

Можно ли фразу: «XXX” считать утверждением автора о том, что ……?

Может ли цитата автора, взятая в заглавие публикации, «XXX” сформировать мнение читателя еще до прочтения статьи?

Если статья содержит негативную информацию о компании, руководстве фирмы, генеральном директоре, то можно ли рассматривать данную информацию как порочащую деловую репутацию указанных лиц, честь и достоинство директора компании?

Содержатся ли в публикации «XXX” утверждения о нарушении компанией действующего законодательствах или моральных принципов, если да, то в каких фразах, предложениях?

Эксперты нашего центра обладают всем необходимым комплексом знаний и умений для решения поставленной перед ними задачи.

Квалификация экспертов подтверждена необходимыми образовательными документами и сертификатами.

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию